Глава 1: Печаль, связанная со смертью. Предсмертные состояния людей


1.5. Что могут испытывать перед смертью люди, закоренелые в грехах и неверующие в Бога

Грешник может почувствовать лютость смерти еще при жизни, до телесной смерти и перед ней, через страх и отчаяние, но может почувствовать ее только после смерти, а внешне – умереть спокойно. Так же, как известно из Писания, даже преступники могли покаяться перед смертью. Далее приведем поучения о том, как грешники мучились перед смертью и возможно ли перед смертью их покаяние. А чуть позже рассмотрим «спокойные» предсмертные состояния маловерующих и неверующих людей, которые хотя и прожили в грехах и неведении, но видимо умирали спокойно.

О возможной одержимости перед смертью

В христианских учениях можно встретить различные описания не спокойных смертей. Так, например, есть свидетельства, когда перед смертью проявилась одержимость.
Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл.5, 1-20): «Однажды меня пригласили причастить умирающую девочку. Когда я пришел, больная, девочка-подросток лет 12-13, находилась, по-видимому, уже в состоянии последней агонии. Трупные тени легли на лицо, в горле слышался слабый клекот, известный в народе под названием “колоколец”, как это бывает у умирающих в последние минуты. Но вместе с ним в ней происходило что-то необыкновенное: из полуоткрытых губ то и дело вырывались ужасные бранные слова. Она ругала свою мать, находившуюся в комнате, ругала самой скверной, солдатской, площадной бранью. Это была жуткая картина. Девочка, почти ребенок, на пороге смерти — и эта отвратительная брань… Голос звучал резко, точно стукали по деревянной доске, слова вылетали с небольшими паузами, но методически, с какой-то злой настойчивостью. И в то же время по глазам было видно, что бедная девочка вряд ли понимала, что с ней делается… Было впечатление, как будто кто-то изнутри дергал пружинку, и слова выскакивали автоматически… Причастить больную оказалось невозможным: у нее уже не было глотательных рефлексов. Пришлось лишь окропить ее святой водой и прочитать заклинательные молитвы святителя Василия Великого и отходную. Понемногу она стала стихать».

Перед смертью злой грешник может чувствовать великий страх и отчаяние

Из вышеизложенного материала понятно, что грешники, погрязшие в грехах, а тем более, если они не верили в Бога, могут чувствовать перед смертью страх и отчаяние.
Ефрем Сирин (Надгробные песнопения. На кончину иерея): «…злые (в день отшествия) трепещут смерти, зная, что ожидает их Суд».
Ефрем Сирин (О сердечном сокрушении): «Страшно явление смерти грешникам и людям слабым, которые не заботятся о чистоте жизни в суетном мире. И весьма сильно печалит час разлучения человека грешного; ему вовсе не позволяется что-либо сказать за себя; повеление о часе том дастся со строгостью».
Ефрем Сирин (Слово о покаянии, суде и разлучении души с телом): «Велик страх, братья, в час смерти, когда душа со страхом и сетованием исходит из тела, потому что в тот час разлучения предстают душе дела ее, добрые и худые, какие сделаны были ей днем и ночью. Ангелы со тщанием поспешают исторгнуть ее из тела, а душа, видя дела свои, боится выйти из тела. Душа грешника со страхом разлучается с телом и с трепетом идет, чтобы предстать бессмертному судилищу. Принуждаемая же выйти из тела, смотря на дела свои, говорит со страхом: «Дайте на один час сроку мне, чтобы выйти». Дела же ее, собравшись все вместе, отвечают душе: «Ты нас сделала, с тобою пойдем мы к Богу».
Феофан Затворник (Толкование на Пс.33, 22): «…Смерть грешников люта, потому что души их восхищают темные силы и низвергают в ад, чем погрешительными оказываются надежды их. …Смерть грешников люта, потому что в час смерти с ужасом увидят они, что все потеряно и они погибли: нет никакой надежды поправить участь свою. То, на чем они опирались, рушится, другой же опоры никакой нет: Бог прогневан; совесть грызет, и истязатели подступают. Состояние по смерти еще лютее: там делом испытывается то, чего ожидание ужасало в час смерти. Души грешных тотчас берутся темными силами и отводятся в места мрака и мучений предначинательных, в ожидании окончательного решения горькой участи своей на Страшном суде».
Ефрем Сирин (На слова: «И се, вся суетство…»): «Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет. От внезапного изумления приходит в ужас, содрогается и трепещет, когда обнаруживается тайное; она уподобляется человеку, пробудившемуся от сна, сокрушается напрасной печалью, что время ее протекло, как сонная мечта, мучится при виде злых дел, которые окружают ее отовсюду. Как глубокая тьма, перед ней все скверные дела ее, и не знает она, куда бежать, где укрыться, потому что злые дела ее стоят перед ней. Тогда приступает к душе лукавый и начинает свои истязания. Требует у нее, чтобы ясно представила сновидения мира сего. Требует у нее того богатства, которое лишило ее славы; ставит ее обнаженной, издевается, ругается над ней. Требует у нее того ненавистного нечестия, которое низвергает ее в геенну, требует тех хищений, которые ввергают ее во тьму; требует у нее той зависти, того обмана, которые производят в ней скрежет зубов; требует у нее того гнева, той вражды, которые готовят ей мучение. Приводит к ней и делает явными все гнусные дела, не оставляет сокрытым ни одного проступка, чтобы не поставить ей на вид. Таковы-то горькие представления, которые вынуждает у души лукавый, стоя перед ней. Поскольку душа обольщалась сонными мечтами, то мечты эти делаются для нее мучением».
Иннокентий Херсонский (О грехе и его последствиях. Слово о лютой кончине, ожидающей грешника): «…тот, кто работает греху и служит страстям, должен знать заранее, что если он не исправится, то сие благо для него потеряно, что под конец жизни, при разлуке души с телом, его ожидает не покой и услаждение, а скорбь и мука. «Смерть грешников люта», – говорит слово Божие. …В грешнике… душа бессмертная так опутана узами чувственности, небесное так перемешано с земным и плотским, что самая смерть не может вдруг разорвать всех уз, отделить без замедления нетленное от того, что должно сделаться добычею могилы и тления. Отсюда страдания и муки в умирающем. Но сии страдания тела были бы еще не так страшны, если бы в самой душе была хотя бы капля покоя. Мы видим на мучениках Христовых, как самые ужасные мучения теряли свою лютость и силу оттого, что мучимые проникнуты были духом веры, вознесены благодатью превыше земли и своего тела. В умирающем грешнике, напротив, вместо веры и упования, господствует обыкновенно страх и отчаяние. Ибо люди нечестивые большею частью умирают, не приготовившись к смерти, даже вовсе не думав прежде о своем конце: посему бывают подобны человеку, который, идя по льду, вдруг обрушился в бездну. Куда не обращается такой человек, к чему не простирает рук, к кому не вопиет о помощи? Тоже и с грешником, он чувствует, наконец, что обрушился в бездну, употребляет все средства, чтобы прогнать болезнь, отдалить свой конец, и когда видит, что все остается без успеха, то поражается ужасом, предается малодушию и отчаянию. И как не ужасаться и не трепетать! Посмотрит ли умирающий грешник вспять на свою жизнь, – встречает необозримый ряд преступлений, из коих одно отвратительнее другого. Обратит ли взор на окружающее и настоящее, – видит, что все теперь и навсегда оставляет его, что пред ним один гроб и могила. Прострет ли мысль вперед, – там еще мрачнее и ужаснее. Надобно идти в страну неведомую, где живет одна истина и правда, коих в нем нет. Надобно явиться пред Судиею, Который облечен всеведением и всемогуществом. Прежде сии мысли, если когда приходили, то не оказывали действия, были тотчас прогоняемы рассеянием, подавляемы забавами, обращались даже в предметы глумления безумного. Теперь не то – на пороге жизни нельзя не видеть всей пустоты и ничтожности благ земных и удовольствий плотских, на пороге вечности невозможно не предчувствовать суда и воздаяния, коими угрожают вера и совесть. И у грешника, как у прародителей в раю, открываются пред смертью очи: но что видят? Ангела смерти над главой своею, видят вечность с ее непреложным мздовоздаянием, видят невозможность ни остановить суда над собою, ни избегнуть его. Такое соединение страданий телесных с душевными редко не повергает умирающего грешника в совершенное отчаяние».

О том, как мучаются души грешников, уже приводились примеры, когда речь шла и видении бесов при смерти, а сейчас приведем только пару подобных свидетельств.
Иоанн Крестьянкин (Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице): ««Смерть грешников люта», – говорит Писание (Пс.33,22). И как иллюстрация этой Божественной истины – смерть богоборца. Умирал вольнодумец, который посеял семена лжи на Бога во многих поколениях. Умирал Вольтер, остроумно и громко осмеивавший истины веры, не допустивший к себе священника для примирения с правосудием Божиим. В страшных духовных муках он молил о помощи и свидетельствовал ту самую истину, которую всю жизнь отвергал: “…Умоляю вас, спасите меня, сохраните мою жизнь хоть на несколько месяцев, если же нет, то знайте, что я схожу в ад, куда и вы последуете за мной”. Но спасение было уже невозможно, потому что его знание об аде, о вечности стало уже его достоянием».
Лука Крымский (Евангельское злато, Бойтесь принять час смертный без покаяния): «Много примеров тому, какой лютой смертью умирают грешники. Но один случай, произошедший сорок лет тому назад, так врезался мне в память, что никак его не забуду. Я был земским врачом, и меня позвали на дом к известному во всей округе чрезвычайно злому мироеду. Когда я вошел к нему в дом, то был поражен смятением, царившим там: все сбились с ног, а на постели лежал толстый старик с багровым лицом, который, увидев меня, завопил: “Батюшка, доктор, спаси! Смерти до смерти боюсь”. О чем же ты думал прежде, когда последние копейки выжимал из братьев твоих? Смерть пришла, она уже здесь, и поздно кричать,– надо было жить так, чтобы ее не бояться».

Также приведем пример из исторического исследования о смерти, в котором нет мучений, но в нем передан страх перед смертью того, кто по-своему верил во Христа и кто создал свое учение.
А.П. Лаврин «1001 смерть»: «Лютер Мартин (1483-1546) – религиозный реформатор, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). …Через некоторое время Лютер снова пришел в себя, но уже оставался за завесою смерти. Едва можно было расслышать, как он с отчаянным жизнелюбием прошептал: “Боже, как это больно и страшно – уходить в иной мир”. Йонас наклонился к нему и настойчиво просил сказать присутствующим, верит ли он в учение, которое проповедовал. Умирающий реформатор тихо, но твердо ответил “да”; это было последнее его слово».
Обращаем внимание на существенно видимые различия предсмертных состояний святых отцов – учителей православной веры, и основателя и учителя протестантов в следующих вопросах: отношение к этой жизни и к смерти, и предсмертные чувства. Видящий, да увидит!

О возможном предсмертном раскаянии и покаянии неверующих, маловерующих или верующих людей, постоянно согрешающих тяжкими грехами

Писание и отцы говорят, что хотя грешник, не верующий в Бога, очень мало знает о грехе, но возможно, что при смерти он может раскаяться в своих грехах, явных даже ему, или, например, в том, что не верил в Бога (как было уже сказано выше, перед смертью у некоторых людей исчезает греховная пелена).
Николай Сербский (Избранные письма, п.9): «…болезнь перед смертью очень важна. Она многим грешникам принесла вечное спасение. Тысячи людей узнали о Боге и о душе своей только в предсмертной болезни, а, осознав эти две важнейшие вещи, о которых не вспоминали всю свою жизнь, горько раскаялись, оплакали свою неразумную жизнь, причастились и, омытые своими слезами и очищенные Христовой Кровью, удостоились войти в светлые небесные врата. Следовательно, болезнь перед смертью приходит от милости Божией».
Приведем пример о милости Божией, когда человек хоть и перед смертью, но крестился и исповедался.
Блаж. Августин (Исповедь, кн.4, гл.4): «…когда я, вернувшись в родной город, начал преподавать грамматику, у меня появился друг, мой сверстник, вместе с которым мы когда-то росли и ходили в школу. Впрочем, истинной дружбой эта дружба не была, ибо таковою она становится только тогда, когда прилепляются к Тебе, дабы “любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим. 5. 5). Но он был дорог мне, ибо мы были с ним схожи и темпераментом, и образом мыслей. И этого-то юношу, еще не твердого в своей вере, я отвратил от истинной религии и увлек суеверными и гибельными баснями, из-за которых оплакивала меня мать моя. И вот Ты, преследующий бегущих от Тебя, Бог отмщения и источник милосердия, обращающий нас к Себе непостижимыми для нас путями, Ты взял его из этой жизни, когда столь милой дружбе нашей не исполнилось и года. “Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его” (Пс.105. 2), даже только за благодеяния ему одному? Что Ты сделал тогда со мною, сколь неисследима бездна судеб Твоих? Друг мой, заболев лихорадкой, долго бредил в предсмертном поту; и когда близкие его уже отчаялись в выздоровлении, они окрестили его. Я же нисколько не заботился об этом, будучи уверен, что душа его держится силой моих внушений, оставаясь чуждою того, что сотворяют над его бесчувственным телом. Между тем случилось так, что друг мой пришел в себя, стал поправляться и, наконец, выздоровел совсем. Сразу же после этого я поговорил с ним (что было нетрудно, ибо я почти не отходил от него — настолько мы были неразлучны), думая, что он посмеется над случившимся, т. е. над крещением, которое он принимал в полном беспамятстве, вместе со мною. Но к моему удивлению он отнесся к моим словам крайне враждебно и просил прекратить этот разговор. Пораженный этим и весьма сконфуженный, я отложил свои рассуждения до лучших времен, когда он совершенно оправится от своей болезни. Но он был восхищен Тобою от безумия моего, чтобы спастись у Тебя к моему утешению: через несколько дней в мое отсутствие у него возобновилась лихорадка и он умер».
Следующий пример – также о милости Божией к женщине, которая отошла от веры, но Господь подал ей возможность перед смертью исповедаться и причаститься.
Троицкие листки с Луга Духовного (Сокровищница духовной мудрости (Оптина Пустынь), Покаяние): «Зинаида Николаевна Курихина была воспитана в вере и благочестии. Она любила храм Божий и своих родителей любила искренно. Но, вступив в замужество, она была увлечена неверием и совершенно отошла от Бога. В полном расцвете сил своих, Зинаида Николаевна, после какой-то случайной простуды вдруг заболевает. Изнемогая в страдании от чахотки и к тому же терпя болезненные приступы от рака желудка, она нигде не могла найти покоя, так как с утратой веры в Бога у нее не было и смирение покорности воле Его. Душа ее страдала безгранично, и она была близка к отчаянию. А смерть уже близилась к ней. Ночь перед своей кончиной, она провела в неописуемом страдании. К утру в изнеможении забылась легким сном, и ей видится удивительный сон. Будто бы она на необъятном для взора поле, которое было наполнено бесчисленным количеством народа. Казалось, весь мир собран на этом поле. С бесконечного пространства небесной высоты, видит она, внезапно заблистал молниеносный свет, в нем являлся подобно молнии Спаситель мира – Господь Иисус Христос. Лик Его столько добр и милостив, что передать человеческим языком невозможно. Весь народ со слезами и радостью воскликнул: “Господи, – приди и спаси нас!” Он в сиянии света приближался к плачущим и рыдающим со слезами радости и утешения. Близ меня стояла старуха с простертыми к Нему руками, сквозь сильное рыдания она говорила: “Господи! Возьми меня к Себе. Я всего лишена и страданию моему нет предела”. И слышит она ответный голос Господа: “Успокойся, раба Моя. И лютая твоя скорбь сменится вечной неизреченной радостью”. Приблизившись ко мне, Господь милостиво воззрел на меня и сказал: “Что с тобой, Моя раба”. Я чувствую свою виновность пред Величеством Славы Его, свое сердечное удаление от Него верой, испугалась и не знала, что Ему сказать. Только помню одно успела Ему проговорить: “Господи, у меня нестерпимо болит горло и желудок”. Немилостивее воззрел Он на меня и сказал мне: “Завтра же после покаяния твоего ты будешь совершенно здорова”, и стал невидим. Когда Зинаида Николаевна пришла в себя, тотчас же послала за своей крестной матерью, Пелагией Ивановной Курихиной, которой и рассказала подробно о своем видении. Пелагия Ивановна выслушала ее с большим вниманием и сказала ей: “Знаешь ли ты дорогая и милая Зинуша! Тебя Всемилостивый Господь к покаянию призвал. Я советую тебе немедленно исповедаться и приобщиться Св. Христовых Тайн. Зинаида Николаевна со слезами на глазах и с особенным чувством умиления отвечала: “Я согласная искренно желаю покаяться”. Тотчас же послали в храм Петра и Павла, и приглашен был для исповеди Зинаиды Николаевны о. Игумен Власий. Но он ранее пяти часов вечера придти к ней не мог. И она все это время не вкушала ни чаю и, никакой пищи, говея и готовясь встретить драгоценного Гостя во Святых Тайнах. Слезная исповедь Зинаиды Николаевны была исполнена глубочайшего сокрушения духа. И приобщилась она Св. Христовых Тайн с такой верой и умилением, что как бы видела воочию во Святых Тайнах Христа Спасителя. Отец игумен Власий затем прочитал больной благодарственные молитвы и поздравил ее с принятием Святых Таин. Больная была в необычайной радости и веселии, и как бы действительно здоровая. Благословив больную и простившись с ней, отец Власий не успел еще дойти до выходной двери из дома, как его спешно вернули, сообщив, что больная скончалась. Это было 13 ноября 1933 года».
Далее отметим несколько вопросов относительно предсмертного раскаяния неверующих, маловерующих и людей, закореневших в грехах.
Первый вопрос, касающийся предсмертного раскаяния, звучит так: происходит ли при смерти полное покаяние о своих грехах у людей, которые постоянно грешили и которые не знали Бога? Отцы отвечают однозначно, что полного раскаяния быть не может.
Платон, митр. Московский (т.7, §36): «…в покаянии не могут от Бога отпущены быть грехи, разве верующему во Иисуса Христа умершего за грехи наши; следовательно в неверующем в Спасителя, его покаяние истинное быть не может».
Итак, первая причина, почему не может быть истинного покаяния – это неверие в Иисуса Христа.
Далее кратко рассмотрим и другие причины.
Следует знать, что покаяние бывает разным и по своей силе, и по степени.
Иоанн Златоуст (т.11, ч.2, О посте, о Давиде …): «Есть раскаяние от глубины души, и есть раскаяние лишь притворное: потому-то одни спасаются, а другие подвергаются осуждению. И блаженный Петр, и несчастный Иуда – оба раскаялись. Но Петр, раскаявшись искренно, оплакав и омыв свое отречение потоками слез, опять возвратил себе прежнее достоинство, а Иуда сделал свое раскаяние мимоходом. Хотя он и бросил свои сребреники иудеям, и сказал: “согрешил я, предав кровь невинную” (Mф.27:4), однако не зарыдал, не пролил слез, не сделал ничего достойного покаяния, но только приготовил себе петлю на радость дьяволу. А Симон волхв? Крестившись, но, поддавшись соблазну и осужденный Петром за то, что хотел за деньги купить непродаваемый дар Божий, разве он не прибег к покаянию? Разве блаженный Петр не сказал ему этих слов: “Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу” (Деян.8:22)? Почему же, скажешь, Анании и Сапфире он не сказал этого: “Итак, покайся в сем грехе твоем”? Вникни внимательно. Над благодатью Духа смеяться нельзя. Между тем Анания и Сапфира, обличаемые Петром и слыша его слова: “что это согласились вы искусить Духа Господня” (Деян.5:9)? – не сознались в своем грехе, не поверглись ниц, не просили, не сказали, что по человеческой слабости мы погрешили, – но что? – обличаемые им, они противоречили его словам, пытаясь обмануть его и не понимая, что над Духом Святым смеяться нельзя. Вот почему блаженный Петр, разгневанный, сразу тут произнес над ними заслуженный ими приговор. А что касается Симона, то он, услышав от апостола Петра: “серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги” – не возмутился этим, не вознегодовал, не рассердился, хотя и был человеком дурным, но, приняв обиду и оскорбление, как заслуженные, смиренно обратился не только к Петру, но и ко всем апостолам с просьбой: “помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами” (Деян.8:24). Я, говорит, погрешил тяжко; не дерзаю сам о себе умолять Бога; но вы походатайствуйте за меня перед Ним».
(Подробно о покаянии пойдет речь в теме о спасительной печали)
К сожалению, только немногие имеют сильное и глубокое покаяние, обычно же у умирающего грешника покаяние бывает только начальной степени, поверхностное и вынужденное.
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.2, гл.23): «Очень редко и в малом числе случаев кто-то совершал во время, близкое к смерти, доброе покаяние. Если ты мне не веришь, то прочти всех церковных учителей и увидишь, сколь они сомневались в таком предприятии. Особенно блаженный Августин. Этот святитель говорит в книге «Сорок поучений»: «Немощному, который просит в конце жизни Таинство Покаяния, то есть исповеди и Святого Причащения, мы даем это, потому что он просит, – но не отваживаемся сказать, что он спасется, потому что этого не знаем точно»… Пойми, что нет никакой пользы, никакой похвалы и радости тому, кто совершает добродетель по принуждению. Воры и убийцы не исповедуют добровольно свое беззаконие. Только когда суд предаст их пыткам огнем, крючьями, колодками и прочими средствами мучения, они признаются в совершенном. Но признание не принесет им никакой пользы, а только злую и горькую смерть. Также моряки и купцы, когда попадают в бурю и великий шторм, бросают в море все свои вещи. Они бы их не потопили, если бы не было опасности. Когда им ничего не угрожает, они начинают предпринимать всяческие уловки, пытаясь найти то, что бросили. То же самое делают и умирающие. Они исповедуются от страха перед смертью и мучением, сбрасывают тяжесть злых мучений совести и прощают несправедливость. Они расстаются с любовницами. Они оставляют деньги на помин души и совершают много других благодеяний, которые бы не сделали, если бы не было страха смерти и опасности ада! Из этого ясна истина: если бы они не умерли, то опять вернулись к прежнему и ели бы, как собаки, свою блевотину».
Это происходит и потому, что грешный человек во многом не знал и не видел своих грехов и может раскаиваться только в тех, которые были очевидны для его больной совести.
Игнатий Брянчанинов (Слово о смерти): «…покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия. Заимствовавшие свой образ мыслей о добродетелях и правилах жизни из романов и других душевредных еретических книг, не могут иметь истинного покаяния: многие смертные грехи, ведущие в ад, признаются ими за ничтожные, извинительные погрешности, а лютые греховные страсти – за легкие и приятные слабости; они не страшатся предаваться им пред самыми смертными вратами. Неведение христианства – величайшее бедствие!»
Также не может быть полного раскаяния потому, что кающийся уже не может вспомнить всех грехов.
Никодим Святогорец (Поучения, Две сети диавола): «Рассказывают об одном вельможе, который в продолжение многих лет был советником при своем царе. Когда он понял, что достиг конца своей жизни, то горько заплакал и сказал: «Горе мне! Я истратил столько бумаги, когда писал царские гра-моты, и не нашел даже одной минуты, чтобы записать на какой-нибудь ненужной бумажке свои грехи, чтобы теперь вспомнить их и раскаяться».
Второй вопрос о возможном раскаянии грешника заключается в следующем: предсмертное раскаяние грешника может быть принято Богом, а может и не быть принято.
В вышеприведенных примерах были случаи, когда грешники раскаивались в момент смерти, но бесы все равно забирали душу с собой. Вот примеры из Писания и христианских учений, когда запоздалое раскаяние не было принято.
Дмитрий Ростовский (Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице…): «Некоторые говорят о фараоне, что когда он вошел вслед за израильтянами в море сухим путем и когда окружили его морские волны, тогда он, познав свой грех и свое безумие, начал сильно раскаиваться, но уже ничего не смог. Почему? А потому, что поздно было его покаяние. Призывал тогда Моисея, призывал Аарона, чтобы они помолились о нем, но те уже не слышали его и, слышав, не послушали. Призывал он Бога израильского, но и Тот не мог его избавить, не мог не потому, что был бессилен, но потому, что опоздал фараон с покаянием. Хотел тогда фараон открыть уста, чтобы воззвать Богу: «Боже», — но тотчас морская вода наполнила уста его и залила гортань его, так что не позволила не только воззвать, но даже просто направить ум к Богу».
Отцы объясняют, что происходит, когда люди не хотят каяться, но по причине скорбных обстоятельств обращаются к Богу, но Он не принимает его.
Илия Минятий (Слово в пятую неделю поста. О покаянии): «Если человек долгое время без покаяния упорствует в грехе, эти два крыла – воля и благодать — с течением времени слабеют и перестают действовать. Ослабевает воля от долгого терпения. Человек не хочет покаяться в грехах, так как уже не может отстать от привычки. Бог не хочет простить грехи, так как не может их больше терпеть. Со стороны человека является нераскаянность, со стороны Божией – оставление. Таким образом, если человек не хочет каяться, пока это возможно, настанет, вероятно, время, когда он захочет покаяться, но не сможет по двум причинам: его оставит, во-первых, воля, а во-вторых — благодать. …Праведный суд Божий, — говорит Григорий Нисский, — действует сообразно нашему расположению: что мы сами делаем, то же и Он присуждает нам от себя». Много подобных примеров в Священном Писании. Но самый выдающийся из них – плачевный пример Иерусалимского царя Седекии. Ему было около 20 лет, когда он вступил на престол. Молодость часто увлекала его в разгул, какой только позволяла ему царская власть. Поправ все Божеские и человеческие законы, он, как необузданный конь, шел на всякое нечестие и зло и своим примером увлекал в погибель священников, князей и весь народ. Желая исправления нечестивого царя, Бог часто посылал к нему Иеремию и других пророков, чтобы вразумить его к обращению. И с большой настойчивостью Бог днем и ночью, явно и тайно то привлекал его, то обличал, то устрашал. Но, как говорит Святой Дух, «С приходом нечестивого приходит и презрение» (Притч. 18, 3). Сильно ожесточилось сердце Седекии; твердый в зле, он перестал бояться Бога, не стыдился Иеремии, насмехался над другими пророками — «Он не смирился пред Иеремиею пророком» (2Пар. 36, 12)… а начальники Седекиины «издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его» (2Пар. 36,16), и «ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу» (2Пар. 36, 13). И долго это продолжалось? Пока не возгорелся с силой гнев Божий и врачевание стало невозможно — «доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было [ему] спасения» (см. 2Пар. 36,16). Бог воздвиг сильнейшего на земле владыку, Навуходоносора, царя Вавилонского, который пришел с многочисленным войском и окружил Иерусалим. Тогда только Седекия вспомнил о Боге и пророках. Он послал за Иеремией и просил помолиться об избавлении его от грозящей опасности — «Царь Седекия послал… к Иеремии… сказать: помолись о нас Господу Богу нашему» (Иер.37, 3). Что же случилось? Иеремия не стал молиться, и Бог не помог. Неприятель с торжеством вошел в святой град, осквернил храм, разграбил его сосуды, поразил мечом всех от малого до великого, схватил самого царя, перед его глазами велел перерезать всех его детей, самого ослепил и в оковах увел с другими в плен в Вавилон. Странное дело! Бог не принимает покаяния Седекии? Нет. Седекия так долго презирал Бога, и Бог наконец оставил Седекию. Итак, и Бог иногда оставляет? Да. Когда же? «Доколе не сошел гнев Господа», возгорится до высшей степени ярость Божия. Тогда уже никакого исцеления, никакого! «Не было [ему] спасения». Но в данном случае Седекия, кажется, покаялся? Тем не менее «Не было [ему] спасения». Ведь он послал за Иеремией, прося его молитв Богу? Хорошо, но «Не было [ему] спасения». Почему же? Потому, что «сошел гнев Господа». Когда долготерпение Божие истощается, «Не было [ему] спасения». Таким образом, как Седекия не хотел, когда мог, покаяться, так пришло время, когда он захотел, но уже не мог. И как однажды он потерял волю, так же наконец его оставила благодать. Конечно. Так праведный суд Божий действует сообразно нашему расположению: что мы сами делаем, то же присуждает нам от себя. О, страшный пример!».
Итак, в вышеприведенных примерах речь шла о неверующих людях, а теперь приведем пример, как позднее покаяние христианина, настоятеля храма, не было принято Богом.
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.2, гл.14): «…живущие, не думая о спасении, грешащие всю свою жизнь, даже если совершат покаяние при смерти, не получат никакой пользы. В книге «Цветник» (часть 1, лист 128) говорится, что в Париже жил один клирик, настоятель церкви Пресвятой Богородицы (то есть Нотр-Дама), очень богатый, ибо у храма были большие доходы. Он проводил жизнь мерзко, не думая о душе. Несчастный неленностно совершал все вожделения плоти. В конце концов он смертельно заболел и в страхе смерти исповедал все свои грехи, и причастился Непорочных Тайн в добром расположении и со слезами напоказ. Так и умер. Его похоронили торжественно и с большими почестями. Многие удивлялись: было зимнее время, и много дней шли дожди, но вдруг перед погребением настала хорошая погода, и клирика похоронили с большими расходами и в несравненной роскоши. Поэтому некоторые говорили, что вот, какой счастливчик, всю жизнь он делал, что хотел, а в конце Бог его удостоил и спас покаянием. Останки его в ясный день сопровождало множество народа. Но суды людей ошибаются, и они не узнают истины. Поэтому Всеблагой Бог пожелал объявить в пример нам, живущим, что несчастный предан мучениям. Умерший явился через несколько дней священнику, его другу и преемнику, и сказал ему, что он в мучении, и нет никакой надежды на спасение или милость. Тот в страхе ответил: «Как же это возможно, что ты в мучении? Ведь ты покаялся в своих грехах. Ты исповедовался со многими слезами и причастился Честного Тела и Крови Господа нашего?» А умерший сказал в ответ: «Я недостойно причастился, потому что мое покаяние было не как должно, а по необходимости, из-за страха перед смертью и ожидаемым мучением. Я обещал духовнику, что буду воздерживаться от зла, пока живу, а разум и моя злая совесть говорили мне, что я не смогу воздерживаться, – и я преклонился к этому помыслу в неподобающей уступчивости. Теперь, скончавшись в мысли, что если бы я еще жил, то опять бы обратился к плотским наслаждениям, я справедливо осужден на вечные мучения. Ведь тот, кто исповедуется без твердой мысли больше не грешить в будущем, не имеет никакой пользы». Сказав это, он стал невидим. А живущий священник пришел в страх и, оставив мир, ушел в монастырь, где и скончался в добродетельном жительстве. Ты видишь, грешник? Исправься раньше прихода того часа, когда ты не получишь никакой пользы. О, небрежность людей, как же они не мыслят о своем спасении, но уклоняются к лукавству?!».
А вот пример о том, как покаяние было принято Богом.
Житие Нифонта Кипрского (Жития святых Дмитрия Ростовского, 23 декабря): «Прозорливыми очами он (Нифонт) видел и души человеческие, по исшествии их из тела. Однажды, стоя в церкви святой Анастасии на молитве, он поднял глаза к небу и увидел отверстые небеса и много ангелов, из которых одни сходили вниз на землю, другие шли вверх, неся на небо человеческие души. И вот, видит он, идут два ангела вверх, неся какую-то душу. И когда приблизились они к блудному мытарству, вышли мытари-бесы и сказали с гневом: «Это наша душа, как вы смеете нести ее мимо?» Ангелы отвечали: «Какой у вас знак на ней, что вы считаете ее своею?» Сказали бесы: «Она до смерти оскверняла себя грехами, не только естественными, но даже и противоестественными; кроме того, она осуждала ближнего, и умерла без покаяния. Что вы на это скажете?» «Мы не верим, – ответили ангелы, – ни вам, ни отцу вашему диаволу, пока не спросим ангела-хранителя этой души» Когда же его спросили, тот сказал: «Правда, много грешила эта душа, но когда заболела, начала плакать и исповедовать грехи свои Богу; и если простил ее Бог, то Он знает почему: Он имеет власть. Слава Его праведному суду!» Тогда ангелы, посрамив бесов, вошли с душою в небесные ворота. Потом увидел блаженный, что ангелы несут еще другую душу, а бесы выбежали к ним и кричат: «Что вы, носите души, не узнав их, как, например, несете и эту – корыстолюбивую, злопамятную, разбой произведшую!» Отвечали ангелы: «Мы хорошо знаем, что, хотя она и сделала все это, но плакала и горевала, исповедовала грехи и подавала милостыню; за это простил ее Бог». Бесы же начали говорить: «Если уже эта душа достойна милости Божией, то возьмите и берите грешных со всего мира! Чего же мы будем трудиться!» Отвечали на это ангелы: «Все грешники, исповедующие свои грехи со смирением и слезами, получат прощение по милости Божией, а кто умирает без покаяния, тех судит Бог». Так посрамив лукавых духов, ангелы прошли мимо».
Возможно, некоторые люди вспомнят примеры раскаяния из Писания, говорящие о получении прощения явными грешниками, и это их успокоит и обнадежит в том, что покаяться можно будет при смерти. Но вот что на это отвечают отцы:
Дмитрий Ростовский (Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице…): «Ты не надейся при кончине своей быть многослезной Магдалиной, плакавшей у ног Христовых и получившей прощение, если ты во всей жизни своей был ожесточенным фараоном. Ты говоришь: разбойник при кончине ис-поведался: «Помяни меня, Господи», — сказал он (Лк. 23, 42), — и спасся. И другие не погибли, принеся свое покаяние Богу при кончине. Хорошо ты говоришь, но скажи мне с доказательством, ты получишь ли то, что они получили? Придет к тебе безвременная, внезапная смерть, которой ты не ждешь, и найдешь ли ты тогда время для покаяния? Бывает, что и при кончине кто-либо находит время для покаяния, но мало кто, только некоторые: разве только те, которые в жизни своей, хотя и грешной, имели некоторые добрые дела, достойные воспоминания и милосердия Божия, как повествуется и о разбойнике. Когда Пречистая Матерь Божия, с Сыном Своим Христом Господом убегая от Ирода, шла в Египет, то где-то в пустынных местах напали на них разбойники и хотели отнять осла, на котором они везли кое-какие свои необходимые вещи, а иногда ехала и Мать с Младенцем. И вот один из тех разбойников, увидев очень красивого Младенца и удивившись Его необычайной красоте, сказал: «Если бы Бог принял на Себя тело человеческое, то не было бы прекраснее этого Младенца». Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, обижать этих путников. Этот разбойник, не скоро потом схваченный, осужденный на крестную смерть и распятый с Господом нашим, сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое!» (Лк. 23, 42). Господь же, вспомнив ту его добродетель, давно совершенную, смилосердовался над ним и обещал ему в награду рай. Вот слышишь, кому при кончине подается покаяние и прощение? Тем, которые хотя и грешные, однако же прежде сделали нечто до-брое. Только такие и удостаиваются при смерти истинного покаяния, да и то далеко не все, только некоторые, и как бы случайно. Блаженный Исидор говорит: «Не будем сомневаться, что при кончине человек оправдается слезами покаяния, но поскольку это обыкновенно бывает очень редко, то страшно, чтобы при откладывании покаяния к кончине не постигла нас нечаянно внезапная смерть прежде покаяния. Посему, хотя и хорошо при кончине обращаться к Богу, однако гораздо лучше делать это за много времени до кончины, чтобы возможно было безбеднее уйти от этой жизни». Мы же внемлем следующим его словам: «это обыкновенно бывает редко», — и вспомним еще святого Григория, который говорит: «Часто те, беззаконие которых Бог много долготерпит, похищаются неожиданной смертью, так что им не приходится и поплакать при смерти о содеянном»».
(О том, что нельзя полагаться на покаяние перед смертью будет подробно сказано в теме о покаянии и приготовлении к смерти)

О нежелании умирающего грешника раскаиваться

Итак, выше было сказано, что у явного грешника или неверующего перед смертью может возникнуть раскаяние. Но, к сожалению, раскаяние может и не произойти. Священнослужителям известно множество случаев, когда умирающий человек не желает раскаиваться в своих грехах.
Иннокентий Херсонский (Слово в пяток недели 4-й Великого поста): «…сколько духовные отцы ни употребляют увещаний над умирающими грешниками, но что, большею частью, видят и слышат? Видят одну сухость сердца и отчаяние; слышат один вопль болезни, или даже ропот, нисколько не похожий на глас кающегося разбойника».
Иннокентий Херсонский (О грехе и его последствиях. Слово о лютой кончине, ожидающей грешника): «Благость Божия спасительная, неоставляющая человека до самых последних пределов его бытия земного, готова и в сем случае посетить грешника, и большей частью является у одра его с знаме-нием искупления, и с чашею завета. Но, увы, сие утешительное яв-ление редко успокаивает, а большею частью смущает и пугает грешника среди его предсмертных страданий. Почему? Потому что душа, окаменевшая во зле, не способна бывает воспринимать в себя каплей елея духовного. В самом деле, много ли людей, кои, проведши всю жизнь в грехах, могли бы в последние минуты вдруг обратиться совершенно и раскрыть всю душу и сердце свое для благодати покаяния, подобно покаявшемуся на кресте разбойнику? Ах, многие и на одре смертном остаются подобными другому разбойнику, который и на кресте продолжал свое ожесточение греховное. Посему святые и утешительные таинства Церкви, если и совершаются над умирающими миролюбцами, то большею частью не доставляют им ни отрады, ни успокоения душевного».

Христианское учение объясняют, почему так происходит.
Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 10 заповеди. Грех: Омертвление, или бесчувствие сердца к духовным предметам): «(Духовное) омертвение …— уже усвоенная душою холодность, постоянное качество души. Приведем примеры. Человеку предлагают убеждения, советы, чтоб он веровал в Бога, чтоб молился и ходил в церковь, чтоб исполнил долг исповеди и св. причастия. Он слушает вас, но будто совсем ничего не понимает, будто глух, он даже и не противоречит вам, даже не гневается. На глазах его прекрасные примеры христианской набожности каждый день, например со стороны отца; но он, по крайней мере, до времени—будто ничего не видит. Если же он не в первый раз слышит чтение Евангелия, то и такие места Евангельские, как учение о страшном суде, его не устрашают: случается, что прослушает он историю страшного суда, и—начинает смеяться.— Что же занимает такого человека в жизни? О, у него много занимательного. Только он не живет в себе, потому что внутри себя он не находит ничего такого, что питало бы его дух, так как настоящим питанием для человеческого духа могут быть предметы только духовные, евангельские, божественные. Находя в себе пустоту, скучая самим собою, он живет вне себя, в вещах сотворенных. Отсюда, силы его души обращены только к греховному, земному или, по меньшей мере, к суетному. Так, например, стремления своего ума он удовлетворяет многознанием, многочтением, разведыванием; пустоту своего сердца хочет пополнить мирскими, светскими развлечениями, хлопотами о богатстве и другими предметами, которыми услаждаются его чувства; пустоту своей воли пополняет многожеланием суетного, таким многожеланием, чтобы все было в его воле и руках. Иногда же и все наскучивает ему, хоть жить на свете еще желается. Но вот что всего достойнее сожаления: этот человек не видит своего состояния, не признает себя в какой либо опасности, не беспокоится за свои грехи и опущения по обязанностям христианина. Ему и на мысль не приходит, что должен бы он изменить свою жизнь. Если же ему на-помнят об этой перемене, он считает напоминание излишним, даже и не понимает, к чему оно. (Один подвижник спрашивал опытного старца: «вот некоторые мирские люди и не постятся и не молятся, не ходят совсем в церковь, живут во грехах и страстях: между тем духом не тревожатся, не считают себя особенно грешными, будто они к не падают. А мы вот и постимся, и молимся, и стараемся угодить Богу другими подвигами: между тем все боимся, как бы не погибнуть, как бы не очутиться после смерти в предчувствии вечного огня; все виним себя в падениях и называем себя недостойными и грешными. Что же это значит? Старец отвечал: «справедливо, что миряне, живущие так, уже и не падают; потому что они давно пали, и так пали, что ниже и не куда им пасть. Вместе с тем, и враг-дьявол не борется с ними, так как и они не вооружаются против него» (Пролог, 22 мая))».
Но, несмотря на то, что сам человек может и не хотеть каяться перед смертью, все же:
Игнатий Брянчанинов (Слово о смерти): «Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, толкущему в них. Никто да не отчаивается! Доколе не закрыто поприще, действителен подвиг. Последние минуты человека могут искупить всю жизнь его».

Примеры лютой смерти разных людей

В этом разделе будут приведены примеры лютой смерти как так называемых «христиан», живущих в тяжких грехах, так и людей не верующих в Бога.

О случаях лютой смерти немилосердных сребролюбцев и блудников

Далее приведем примеры лютой смерти немилосердных и сребролюбивых людей.
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.1, гл.9): «…братья мои, сколь великое зло – немилосердие? Если не подать милостыню есть беззаконие, то какое ужасное нечестие пить кровь и извлекать доход из нищих? О, неблагосердие некоторых, лучше сказать, нехристей, а не христиан! У этих нечестивейших беззаконников настолько бесчеловечное сердце и несострадательная, немилосердная душа, что они дают в долг под двойной процент, чтобы извлечь пользу из бедных и ненасытно удвоить свои деньги. Они получают от нищих какой угодно доход: забирают у них вино, масло, те малые деньги, которые они выручили за продажу, потому что богачу нужно извлечь из них двойную пользу. О, ненасытное сребролюбие! О, бесчеловечное неблагосердие! Вы и не думаете, невежды, о нескончаемой скорбной муке. Вы выбираете здесь час понаслаждаться, а там будете гореть вечно вместе с немилосердным богачом. Прекратите, братья, это нечестие. Побойтесь Господа! Принуждайте ваши утробы к милости, чтобы освободиться от страшного приговора Судии, когда и слезы не помогут. Не только после смерти Бог предает мукам незнающих милости, но и во временной жизни Он показывает множество знамений и страшных примеров, чтоб вы ясно увидели, как ненавистно Ему ваше беззаконие. Из них для уверения мы запишем несколько. … Кесарий пишет в одной из “Бесед”, (1) как умирал некий сребролюбец и попросил жену об одной услуге. Она клятвенно пообещала, что не ослушается его повеления – не зная о безумии его желания. Он сказал ей: “Вот этот мешочек с червонцами положи в моей могиле удобным образом, чтобы никто его не увидел и не украл”. Когда тот трижды несчастный умер, жена исполнила клятвенно его волю и положила монеты так, будто это подушка. Но двое из могильщиков поняли, что там, и пошли ночью украсть деньги. Зажегши свечу, они приподняли крышку и увидели двух страшных бесов над останками. Один вынимал червонцы из мешочка и передавал другому, который раскрывал грудь мертвого и вколачивал монеты в сердце со словами: “Ты вожделел золота, ненасытный? Пусть твое сердце насытится тем, к чему стремилось”. Увидев это, воры убежали в великом страхе и трепете. (2) В краях Фряжских был другой человек, ненасытный до богатства. Он показывал себя благочестивым, часто молился, любил священников – только чтобы скрыть свои сребролюбивые намерения. Священники советовали ему покаяться, чтобы не быть мучимым. Он притворно говорил, что дает милостыню. Так прошла его жизнь, и в тот час, когда из тела исходила его мерзкая душа, в дом вошли две страшные черные собаки. Собаки прыгнули на постель к несчастному, мучимому тяжелейшими болями. Затем, когда они много раз высовывали язык, так и он подобным образом высунул язык. Тогда собаки вырвали свесившийся из уст язык с корнем и взяли его вместе с душой в раскаленную геенну. А тело его звери разорвали и съели. (3) Епископ Викентий пишет, что был другой сребролюбец. Однажды ночью, попировав с родными и друзьями, он заснул. Вскоре проснулся, дико крича от страха. Жена спросила его о причине. Он ответил: “Сейчас меня привели на Судище Христово, и там мне зачитали столько обвинений, что у меня уже не осталось предлога найти помощь. И Судия вынес решение, что я буду всегда гореть в огне мучения, и предал меня во власть бесов, – ибо Он много раз меня подвигал на покаяние, а я не хотел оставить грех”. Сказав так, он схватил плащ одного из слуг, надел его и помчался в монастырскую церковь, где пели последование утрени. Когда рассвело, ему посоветовали исповедоваться, в надежде найти прощение у Господа. Но он ответил, что прощение найти уже невозможно. В конце концов, его повели обратно домой. Когда проходили близ реки, то увидели странный корабль, каких раньше не замечали. На корабле не было людей. Но человек сказал, что корабль полон бесов, которые нарочно пришли взять его. Они и схватили его тотчас, и мгновенно он пропал вместе с кораблем, и больше нигде не появлялся. … (4) Когда умер один нераскаяный сребролюбец, приходской священник не хотел хоронить его у церкви, потому что тот не исповедовался и не причастился. Но родственники покойного начали устрашать священника, что ему худо придется, если он не совершит похороны. Тогда священник сказал им: “Давайте положим его на лошадь и отпустим ее, куда она хочет. Где лошадь остановится, там мы его и похороним”. Родственники с уважением отнеслись к такому решению, намереваясь заставить лошадь пойти к церкви. Но как только они положили на скотину мерзкие останки, она тотчас поспешно побежала и остановилась (о чудо!) под виселицей. И сколько лошадь ни били, она не хотела сходить с места. Тогда все узнали праведный Суд Божий. Больше родственники не возражали, а сняли покойного, вырыли могилу в том месте, погребя его как вора. Ибо, воистину, все сребролюбцы – воры, разбойники и похитители, они обижают нищих, сосут как пиявки их кровь. Они насыщаются и жиреют, а бедняки умирают от голода и холода. Увы, тем, кто здесь исполняют свои желания и создают временное благополучие на трудах и муках сирот и вдов. Там они будут в великом несчастье и не получат никакого облегчения. Они будут всегда и вечно истребляться пламенем вместе с немилосердными и не знающими доброты бесами».
А теперь приведем пример страшной смерти блудников.
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.1, гл.10): «Разврат приносит немощь телу и множество других зол. От них ты можешь быть искуплен только с помощью Господа, – если ты подумаешь и поразмыслишь над написанными выше объяснениями. А я приведу примеры. Их мы поведаем, чтобы всякий понял, как Господь ненавидит грех разврата. Петр Дамиани пишет, что когда он учился в Парме, то произошел страшный приговор праведного Судии для нашего вразумления. Дело было так. В западной части Пармы, за крепостной стеной, стоял храм, посвященный святым мученикам Гервасию и Протасию. Однажды ночью, когда была всенощная, 13 октября, один крестьянин поднялся с ложа еще до рассвета и пошел пасти свое стадо. Его увидел сосед, который любил его жену. Он вошел в дом крестьянина, притворился, что плохо себя чувствует, и пал на ложе с женой, которая не узнала его и подумала, что это ее муж. Когда нечестивец совершил блуд, то поднялся с ложа и ушел. Настало утро, вернулся муж. Будучи благоговеен, он собрался идти на литургию. Жена осудила его и стала бранить: “Ты часа не мог воздержаться от скверного смешения плоти. И это твоя любовь к святым, несчастный! А теперь ты уже столь бесстыден, что собираешься идти к Дарам?” Он был очень удивлен и спросил, что произошло. Из речи жены он понял, что другой пришел вместо него и обманул ее. Тогда несчастная женщина стала рыдать (ибо она была честной и добродетельной). Она горько плакала над учиненной подлостью. Затем пошла в храм святых и там восклицала пред лицем священного образа во всеуслышание: “Господи Иисусе Христе Боже, знающий все, исследующий сердца и испытующий помыслы! Твоя благодать знает мои мысли. Я и от моего мужа в воздержании во все праздники. А теперь по незнанию я введена в заблуждение и согрешила, несчастная. Молю тебя, многомилостивый Господи, благосердный Боже, прости мне грех. Праведный Судия, сотвори скорое отмщение нечестивцу, который ввел меня в заблуждение коварством и хитростью. Сделай отмщение публично на людях ради примера, да прославится Твое всесвятое имя. Господи мой, услышь меня, грешную, ходатайствами в славе пребывающих Твоих мучеников Гервасия, Протасия и других святых. Аминь”. Когда она сказала о скором отмщении, в чрево развратника вошел диавол и бросил его на землю, растерзав ему ужасным образом внутренности; а головой его так крепко колотил о камни и не отпускал, что пред всеми совершенно умертвил его различными ударами. Стоявшие вокруг, видя это, дрожали. …Вы видите, читатели, сколь большой вред причиняет нам грех? Понимаете, какие облики бесов мы увидим в аду, если будем прелюбодеями? Я знаю бесчисленное множество чудес, относящихся к греху разврата, о которых мог бы написать. Чудеса эти случались в разные времена, некоторые люди, согрешив так, и умирали преждевременно».

О случаях позорной или внезапной смерти богоотступников, еретиков и богохульников

Иногда способ смерти некоторых людей был позорным. Причем, позор мог быть в меньшей или в большей степени.
Лука Крымский (Проповеди, т.1, Слово в лень Успения Божией Матери): «Тяжелой смертью, в мучительных, невыносимых предсмертных страданиях умирают многие, многие люди. Позорной смертью умирают на виселице и на плахе предатели родины, умирают злодеи, убившие множество людей. Под забором, в грязи умирают несчастные пьяницы. О, как это страшно!»
Более позорной смертью, как правило, умирали богоотступники или тираны. Приведем несколько примеров этого.
Луг духовный (гл.43): «В Фессалонике был один архиепископ, по имени Фалалей. Он не боялся ни Бога, ни будущего воздаяния, презирал учение, ни во что не ставил, несчастный, и свой священный сан – словом, то был не пастырь, а лютый волк. Отвергая поклонение Святой Единосущной Троице (прости, Господи!), он служил идолам… Церковные власти того времени соборным определением лишили его епископского сана. Прошло немного времени, и Фалалей, совсем потеряв совесть, вздумал снова возвратить себе священный сан. По слову премудрого Соломона — «злата всяческая послушают..». Вот и этот епископ был приглашен вернуться в свою епископию. Он ведь побывал в Константинополе, где власти, по слову пророка Исайи, оправдали «которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного» (Ис.5, 23)… Однако Бог не оставил Своей Церкви без попечения: Он отверг, как неугодное Ему, определение, составленное вопреки апостольским правилам. Однажды Фалалей облачился в пышные одежды, намереваясь представиться властям, чтобы, согласно постановлению, принять утверждение в прежнем своем сане. Он уже готов был выйти из дому, как вдруг, почувствовав боль в желудке, должен был удалиться для отправления естественной нужды. Там он пробыл два часа. Видя, что он не выходит, некоторые из дожидавшихся его снаружи, вошли в отхожее место сказать ему, чтобы он выходил, и увидели, что голова его застряла внизу в нечистом отверстии, а ноги торчат кверху… Несчастный погиб вечной смертью, столь же ужасной, как и нечестивый богоборец Арий. Арий также надеялся насильственно войти в церковь при помощи властей, но дивный Великого Совета Ангел святой Божией Церкви поразил его: в отхожем месте разорвались его бренности, носившие в себе богохульство… Так и Фалалей надеялся было при помощи беззаконного содействия властей сотворить еще горшие прежнего злодеяния, но ангел Церкви Солунской вместе с великим мучеником Димитрием не допустили этого: там, где он сидел, замышляя вместе с подстрекавшим его нечистым демонами козни против св. Божией Церкви, безбожная голова раба неключимого застряла внизу в смрадном месте, а ноги, не ходившие прямыми путями по земле, оказались торчащими на воздухе, в знамение грядущего осуждения и того, как страшно впасть в руки Бога Живого».
Новый Эклогион (Житие… Кирилла, архиеп. Александрийского): «Скверного же Нестория, как богохульного еретика, отцы Собора анафематствовали и извергли из сана, но поскольку тот не успокоился, а снова стал проповедовать свою ересь сначала сослали в Фас, близ Феофани, а затем в египетский оазис, по-турецки называемый Ибис. Находясь там, нечестивый познал на себе Божественный гнев, потому что, как пишет Евагрий, у раскольника сгнил богохульный язык и был съеден червями; так же, как утверждают Кедрин и Никифор, и все тело его сгнило. Несчастный, подобно Арию в верхней Фиваиде подвергся страшной смерти: Ангел Господень поразил его, и все его внутренности выпали в сосуд с нечистотами, когда он пошел по нужде и начал хулить Христа и Богородицу. Там, как рассказывает святой Герман Константинопольский, злой и испустил свой дух. Вот такому бесчестию и наказаниям подвергся иудеомудреный еретик Несторий».
Николай Сербский (Евангелие о Свете по тьме египетской): «Когда царь Ирод заклал невинных младенцев вифлеемских, не поразила его сразу молния, но случилось с ним нечто еще более ужасное. Вскоре он слег в постель и впал в страшные и продолжительные болезни, как-то: горячку, лихорадку, подагру язвы и кровотечение. Но страшнее всего была болезнь детородных органов. Как свидетельствует его жизнеописатель (Иосиф Флавий. Книга 1), эти органы распадались от тления и в них расплодились многочисленные черви. Убийца детей был наказан ужаснейшими мучениями в тех органах человеческого тела, кои Богом определены для чадородия. Смрад, исходивший от Ирода, разогнал из царского дворца всех. И в одиночестве, страданиях телесных и, наконец, безумии Ирод испустил свою черную душу, дабы она продолжила испытывать муки, от которых смерть освободила тело».
Лука Крымский (Проповеди, т.1, Слово в лень Успения Божией Матери): «О, как люта бывает смерть грешников! О, если бы вы знали то, что видел я, чего никогда не забуду: я видел, как умирал несчастный окаянный протоиерей, бывший миссионером, а потом отрекшийся от Бога и ставший во главе антирелигиозной пропаганды. О, как страшна была его смерть! Она была подобна смерти окаянного Ирода, убившего Иоанна Крестителя, который был заживо изъеден червями: у него был рак в зловонном месте, и в громадной ране кишмя кишели черви, и исходило от него такое нестерпимое зловоние, что все отказывались ухаживать за ним».
Житие …Антония Великого (Жития Святых Дмитрия Ростовского, 17 января): «В то время в Египте жил один военачальник, по имени Валакий, который, побуждаемый злобными арианами, нещадно преследовал христиан. Он был настолько жесток, что всенародно на площади обнажал и бил даже девиц и иноков. Преподобный Антоний послал к нему письмо такого содержания: «Вижу идущий на тебя гнев Божий. Перестань преследовать христиан, и тогда приближающаяся к тебе погибель удалится». Нечестивец, прочитав письмо, только посмеялся над ним; оплевав письмо, он бросил его на землю, подверг позорному наказанию посланных Антонием и, понося преподобного, произносил против него разные злые угрозы. Но вскоре же над нечестивым, согласно пророчеству преподобного, разразилась следующая казнь Божья. На пятый день после этого отправился он вместе с начальником египетским Несторием в место, по имени Хереум, что в Александрии; поехали они на конях самых смирных и спокойных. Вдруг кони начали играть под ними, стремясь один к другому, и конь, на котором сидел Несторий, неожиданно схватил вдруг зубами Валакия, сбросив его на землю и начал грызть мягкие части его тела. Замертво принесли его после этою в город, где на третий день он и испустил свою нечестивую душу. И все увидели в этом исполнение предсказания Антония, справедливо постигшее гонителя».

Также смерть богоотступников или еретиков могла не быть такой позорной, но могла быть внезапной и тотчас после богохульства.
Душеполезные чтения (1891 г., выпуск 12): «…Высказав эту (хульную речь на великороссийскую Церковь), раскольник отошел от нас для естественной нужды и три раза выругал меня за состязание с ним. В этот час сошла на него кара небесная, – именно: рот у него повело к правому уху, он едва мог произнести слова: «брат, прощай!». Затем вошел в дом, хотел со мной проститься, как слышно, но семейные об этом меня не уведомили. Часа через два порушился у него язык, и шесть дней он пролежал и все время храпел, а на шестой день помер».
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.1, гл.3): «Всякий раз Он (Бог) ополчается на богохульников и поступает с ними по справедливости, являя многие знамения и чудеса. Из них мы запишем только некоторые для уверения других, чтобы богохульники страшились и каялись, дабы не потерпеть подобного или еще более грубого осуждения. Епископ Викентий пишет в книге “Нравственное зерцало”, что (1) во Фрягии был один горожанин, очень привыкший к этому богомерзкому беззаконию. Однажды он проиграл много денег в карты. У него остался только один грош. В отчаянии он, потеряв всякое соображение, похулил Христа и Богоматерь и призвал диавола. Диавол появился перед ним и спросил, что тот от него хочет. Бессовестный человек ответил так: “Я дарю тебе душу и тело, возьми этот грош в залог”. Бес взял его грош и скрылся. На следующий день тот человек стоял в дверях своего дома и размышлял с великой скорбью, будучи как бы вне разума и в отчаянии. Мимо проходила нищая и попросила милостыни ради любви Божией. Он ответил ей: “Не проси у меня ради любви Божией, ибо с Богом у меня нет части, но проси во имя беса, который мой хозяин”. Когда нищая услышала такую речь, то задрожала. Она пошла к соседям и рассказала им, как было дело. Они пришли и спросили его о причине такой скорби. Он им сказал всю правду. Соседи подвигали его к покаянию, чтобы он оплакал свое беззаконие и просил прощение у Бога. Но тот горожанин ответил, что это невозможно, потому что своей властью сам предал себя бесу. Сказав, он воскликнул: “Вот идут, чтобы меня забрать, князья ада. Увы, мне, несчастному. Отпустите меня, чтобы я не так мучился”. Люди хотели его удержать, но бесы силой схватили и утащили его в адское мучение вместе с телом. А стоявшие на том месте были поражены великим страхом. (2) В той же стране один солдат играл в карты. Когда он проиграл, то выругался и тотчас как одержимый пал на землю. Он трясся и бился камнями о землю, кусая себя. Из уст шла пена, и он ревел как бык, и так скончался. (3) Другой человек играл в карты и богохульствовал. И тотчас упал на землю, сведя зубы. Плоть его таяла и разлагалась, так что он стал ростом (о чудо!) будто маленький ребенок, а глаза его уменьшились до птичьих. Говоря просто, он превратился в жалкое зрелище. Так, в сильных болях, несчастный скончался. (4) Также в Париже был извозчик, который богохульствовал по всякой пустячной причине. Однажды, когда он вез в монастырь святого Дионисия (Сен-Дени) свою повозку, полную людей, с неба упала молния и сожгла только его, не повредив никому другому. Даже дерево повозки не было повреждено. И все бывшие рядом в ужасе это видели. (5) Жил некий матрос, который переплывал реку на лодке. Ветер был противный, он выругался. Тотчас ветер сбросил его в реку, и он пошел ко дну как камень, хотя очень хорошо плавал. Когда товарищи извлекли его со дна, то обнаружили, что он лишился языка. (6) Было два мясника, больших богохульника. Однажды они продавали мясо и поспорили друг с другом. Ругаясь, они, в конце концов, достали свои ножи и закололи друг друга. Когда они мертвые упали на землю, то их проклятые языки вываливались изо рта. Тогда тотчас (о чудеса Божии и праведные суды!) над ними собрались все собаки города, как будто их специально сюда собрали, и мигом разорвали и сожрали их разгневавшие Бога останки. Обо всех этих страшных муках для богохульников пишет Викентий».
Инок Агапий (Грешников спасение, ч.3, чудо 52): «Был некий человек именем Феодорит, иудей. Он стал моряком, а прежде пять лет провел в тюрьме. Сына этого Феодорита, который хулил Христа, один ненавистник людей Илия поставил распорядителем работ над подчиненными ему христианами. В один из праздников Преславной Владычицы нашей Богородицы, в час церковной службы, все трудившиеся попросили сына Феодорита отпустить их в церковное собрание сотворить Литургию. А он не только закричал, что их не отпустит, но еще и обругал, оскорбив выше всех воспеваемую Богородицу, называя Ее «человекородицей» и другими бесстыдными и унизительными словами. Но даже нескольких часов не кичился во зле этот человек! В тот час, когда христиане стояли и ставили на спуск корабль, сверху упало порядочное дерево. Из всего множества народа оно не умертвило никого и никому не повредило, но только нечестивому врагу Владычицы нашей Богородицы. По этой голове и устам, которыми он хулил, и пришелся удар, и мозг его разлетелся, и тотчас несчастный пал мертвецом. А народ пошел в храм и, празднуя, говорил: «Велик Бог веры христиан!» – Он воздал богоборческому сыну Феодорита справедливым страшным воздаянием за его дерзкий ко всему язык и грязное богохульство! Это чудо я нашел в одной старой рукописной книге на Святой Горе Афонской и переписал его, как оно там было».

Об ощущениях живых от смерти грешников

Далее приведем примеры, в которых говорится об ощущениях живых от смерти грешников. В выше приведенных примерах мы уже видели, что это мог быть страх, а сейчас приведем примеры, связанные со зловонием.
Киево-Печерский патерик: «Был у блаженного Онисифора Печерского сын духовный и друг по любви, некто из черноризцев. Он лицемерно подражал житию этого святого; являлся постником и целомудренным притворялся, в тайне же ел и спал, и худо препровождал лета жизни своей. И утаилось это от духовного того мужа, и никто из братии не узнал этого. В один день, совсем здоровый, он умер без причины, и такой смрад был от тела, что никто не мог приблизиться к нему. И страх напал на всех. Насилу вытащили его, но отпевать не могли: положили тело особо и стали поодаль, творили обычное пение; иные же затыкали ноздри. Вынесши, положили его внутри пещеры, и пошел такой смрад, что и бессловесные бегали от пещеры той. Много раз слышался и вопль горький, как будто кто-нибудь мучил умершего брата. И явился св. Антоний пресвитеру Онисифору и с угрозами говорил ему: “Что это ты сделал? Зачем положил такого скверного многогрешного, какого еще никогда не было положено! Он осквернил это святое место”. Очнувшись от видения, Онисифор пал на лицо свое и молился Богу, говоря: “Господи, и для чего ты скрыл от меня дела этого человека?” И, приступив, Ангел сказал ему: “Это было в назидание всем согрешаюшим и нераскаянным, чтобы, видевши это, покаялись”. И сказав это, сделался невидим. Тогда пресвитер пошел и возвестил все это игумену Пимену».
Как видим, Господь для назидания может попускать, чтобы тело сразу после смерти становилось зловонным. Но и перед смертью от умирающих может исходить неприятный запах. Так в примере о смертельной болезни Синклитикии (как мы читали выше), ей также Господь попускал сильное страдание при гниении тела для мужественного претерпевания тяжелой скорби. И это мы опять-таки говорим для того, чтобы указать, что не важен способ телесной смерти, а важно состояние души перед смертью, как человек относился к своей смерти и как он жил. Далее приведем современное свидетельство о смерти богоотступника – психолога, основателя психоаналитической школы, который также страдал от подобной тяжелой болезни, но его смерть символизировала не мужественную победу над смертью, а победу греха и смерти над человеком.
Архим. Рафаил (Карелин) (Смерть грешников люта): «В больнице умирал старик. Диагноз его болезни был подобен приговору трибунала к смертной казни. Его имя было известно всему миру, но никакая человеческая сила не могла спасти его. Единственная помощь, которую могли оказать ему его коллеги – это вспрыснуть ту дозу морфия в вену, от которой он уже не смог бы проснуться. Но, в то время, врачи, даже атеисты, подсознательно понимали, что жизнь и смерть принадлежат ведению Бога, а не решению людей, поэтому им оставалось только беспомощно смотреть на затянувшуюся агонию. У больного был обнаружен рак челюсти и языка. Этот старик, еще недавно напоминавший по виду почтенного раввина, всю жизнь занимался доказательством того, что человек это только пансексуальное существо, что религия, культура и искусство это только надстройки над гениталиями человека, что любовь родителей и детей друг другу – это загнанное в подсознание желание кровосмесительства. В его академических лекциях и научных трудах заключался сгусток кощунства и презрения к человеку. Он словно собрал всю накипь зла и греха, которую создало человечество со времен своего существования, и назвал это словом “наука”. Мир был готов, чтобы принять это учение. Люди, далекие от вопросов психиатрии, жадно читали его книги, потому что находили в них апологию демонизма и собственного греха. Он не был причиной нравственной катастрофы человечества, но стал ферментом зла, брошенным в декадентствующую культуру ХХ столетия. Немецкий философ Шпинглер написал книгу “Закат Европы”. Если бы можно было написать картину под таким же названием, то одним из главных лиц должен был стать умирающий от рака языка старик. Он как бы стал “духовным отцом” науки XX века о человеке. Он стал восприемником от диавольской купели сексуального зверя. Наверно вы догадались о имени больного, – это Зигмунд Фрейд. …Фрейд уже не может говорить; он объясняется движением пальцев, язык изъеден болезнью, как червями. Говорят, что самый большой ужас – это увидеть себя в гробу. Фрейд видит себя, как уже разлагающегося мертвеца. Метастазы рака уже охватывают как щупальца паука, его тело, появляются гангренозные язвы на лице, щеки чернеют, изо рта капает сукровица; живой труп распространяет вокруг себя страшное зловоние. Около Фрейда нет родных, никто не может приблизиться к нему из-за смрада как будто исходящего из гроба. Лицо Фрейда облепляют мошки, которых привлекает сладковатый запах гноя – от них невозможно отбиваться. Тогда его лицо покрывают как колпаком марлей. Кажется, что из-за смрада сам сатана медлит приблизиться к нему, чтобы взять с собой его душу. Агония продолжается. У Фрейда была любимая собака, с которой он не расставался никогда. Даже она, не выдержав зловония, убежала из палаты; это было последним ударом для Фрейда: он остался один, сам с собой, вернее с тем, что осталось от него. Он всегда боялся смерти, но теперь безгласно звал ее мольбой своих глаз. Говорят, что повышенная доза морфия поставила точку в истории его болезни (Фрейд покончил жизнь самоубийством, попросив врача совершить эвтаназию – от сост.). Фрейд – это один из зловещих символов нашего времени. Его смерть также символична: она как бы олицетворяет собой гниение той культуры, которая построена на сексе и на крови, на культе извращенного наслаждения и насилия. Этот смрад гниющего трупа, имя которому “Разврат”. …Богохульный язык Фрейда сгнил во рту своего хозяина, превратился в гной, который капал из губ и просачивался в горло. Фрейд, бросивший вызов небесам, умер как бессильный червь, оставленный всеми. Но сама смерть Фрейда – это символический образ, мы бы сказали пророчество о том, какой конец может ожидать человечество».
В следующем примере также говорится о том, что подвижник ощущал запах от разложившегося тела, но более для нас поучительно то, что в нем говорится о духовном зловонии всех грешников.
Отечник Игнатий Брянчанинова (Повести из жития старцев египетских…, 162): «Некоторый великий старец ходил по пустыне, и увидел двух Ангелов, сопутствовавших ему, одного с правой, другого с левой стороны. Ходя таким образом, они нашли труп, лежавший на дороге. Старец заткнул ноздри свои, чтоб не слышать смрада; то же сделали и Ангелы. Когда они отошли несколько далее, старец сказал Ангелам: «неужели и вы обоняли смрад?» Они отвечали: «нет! подражая тебе, мы заткнули ноздри: зловония этого мира мы не ощущаем; но тот смрад, который испускают из себя души грешников, мы обоняем».
После таких страшных повествований о смерти грешников, возопием вместе со святыми:
Ефрем Сирин (Надгробные песнопения. На губительную язву): «Помилуй нас и спаси души наши! Никакая смерть так не горька, как смерть нечестивого грешника. Нечестие его возжигает огонь и неугасимый пламень, отчаяние и утрату всякой надежды. Избави нас от такой смерти и помилуй по благости Твоей!».
Лука Крымский (Проповеди, т.1, Слово в лень Успения Божией Матери): «О, да сохранит всех нас, грешных, Господь Иисус Христос от такой страшной, такой позорной участи. Да будет кончина наша хоть в малой мере подобна блаженному успению».

Более мы не будем говорить на тему о смерти нечестивых грешников, т.к. надеюсь, что таких нет среди слушающих или читающих эти беседы. И хотелось бы пожелать всем тем людям, которые не знали Бога в этой жизни, чтобы хоть бы в последние минуты своей жизни они поверили в Иисуса Христа и покаялись, т.к. Бог ждет этого до последнего вздоха человека.
Николай Сербский (Молитвы на озере, 75): «Многие тысячи душ на рассвете с телом расстаются. И когда родится солнце, загорится оно свечой поминальной над множеством умерших. И смотрю на Тебя, Любовь моя, как скло-няешься Ты над тысячами умирающих и ждешь, что призовут они имя Твое. И слышишь, как каются некоторые за всю жизнь свою и вопиют к Тебе о помощи. Благослови, Господи, всех кающихся на одре смертном и отзовись на вопль их».

Раздел 1.2: О разных предсмертных состояниях различных людей, или разъяснения в ответ на современные исследования о смерти

Хотя вопрос, который будем сейчас рассматривать, напрямую не относится к теме печали о смерти, но мы все равно кратко остановимся на нем, т.к. неправые мнения (которых в современное время особенно много) влияют на наше отношение к жизни и к смерти. А это, в свою очередь, может приводить христиан или к забвению о смерти и спасении души, или к неправильному страху смерти, и тогда перед смертью мы можем оказаться в тех страшных состояниях, которые описаны в первом разделе. Спаси нас, Господи, от этого!
Итак, как известно, существует множество современных публикаций о смерти и о жизни после смерти. Относительно такой информации составитель этих бесед согласен со следующим мнением современных учителей Церкви:
Иером. Серафим Роуз (Душа после смерти): «…современные опыты, подобно опытам шаманов, языческих посвященных и медиумов, похоже, говорят о том, что в потустороннем мире существует «курорт» с приятными впечатлениями, где нет суда, а только «рост», и что не надо бояться смерти, а только приветствовать ее как «друга», вводящего в удовольствия «жизни после смерти»».
Свящ. А. Милеант (На пороге жизни и смерти): «После ознакомления с современными книгами о потусторонней жизни после смерти у читателя создается впечатление, что смерть совершенно не страшна, что человека, перешедшего в “тот” мир, автоматически ожидают приятные ощущения умиротворенности, радости и пребывание во вселюбящем и всепрощающем Свете; что поэтому нет различия между праведными и грешными, верующими и неверующими. Это обстоятельство заставило некоторых христианских мыслителей насторожиться и отнестись с недоверием к такого рода литературе. Стали спрашивать: “Не являются ли эти видения света хитрым дьявольским обольщением, направленным на усыпление бдительности христиан? – Живи, как хочешь, все равно попадешь в рай”».
Итак, в этом разделе, с помощью Божией, будет сделан анализ обычных предсмертных состояний людей и случаев клинической смерти, о которых говорится во многих современных исследованиях о смерти или жизни после смерти, или случаев смерти, когда мы сами были свидетелями того, как умирали люди.
И начнем с вопроса о предсмертных состояниях умирающих людей, которые описаны в современной литературе.

Комментирование запрещено