Духовно-нравственные проблемы социального сиротства: пути решения

В заседании, под председательством президента альянса «Украина без сирот» (г.Киев) Руслана Малюты, приняли участие представители религиозных конфессий, общественные деятели, философы и социологи.

Духовное воспитание детей-сирот, их социальная адаптация давно уже находятся в поле зрения Православной Церкви. Но для окончательного решения этой острой проблемы необходимы общие усилия – Церкви и государства. Этим вопросам был посвящен доклад архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки «Духовно-нравственные проблемы социального сиротства: пути решения», с которым на пленарной заседании выступил секретарь епархии архимандрит Леонид (Шеремет).

Ниже приведен доклад архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, зачитанный на заседании круглого стола, посвященного роли современной Церкви в решении проблем социального сиротства, который состоялся  31 октября в Запорожской областной государственной администрации.

Духовно-нравственные проблемы социального сиротства: пути решения

Социальное сиротство – страшное явление нашего времени, когда, как правило, при живых родителях дети их не имеют, не знают теплоту материнских рук, родительскую поддержку и заботу.
Обсуждая сегодня проблему социального сиротства в нашей стране, можем с уверенностью сказать, что она – порождение ХХ века. Почему так? Да потому, что до конца XIX в. – начала ХХ в. в случае сиротства в дело по воспитанию и в более широком смысле – социализации, включалась Церковь, крестьянская община, рабочие мастерские, родственники – достаточное количество институтов, способных решить проблему. Церковь прививала им религиозные ценности, любовь к окружающим, труду, стране. Рабочие мастерские воспитывали мотивацию к труду, обучали специальностям, давали обществу экономически активного субъекта, а не потребителя социальной помощи и выплат. Крестьянская приемная семья закладывала опыт семейной жизни, воспитывала семейные ценности, прививала мотивацию на создание собственной семьи в будущем. Основа социального сиротства была заложена после известных событий 1917 года, когда государство объявило главной идеологией атеизм и в значительной мере лишило семью основной функции – воспитания своих детей. Именно уничтожение веры и падение ценности семьи послужило первотолчком к возникновению этого социального явления.
Есть индийская мудрость: “Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны”. Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись православных храмов, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений. Нанесенный удар отразился и на состоянии семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока наконец, этот институт не исчезнет вообще. Исчезло трепетное и серьезное отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие.
И семья – эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка, в которой только и возможно нормальное морально-нравственное, физиологическое и психическое развитие ребенка, где родители закладывают мировоззренческую основу для дальнейшей самостоятельной жизни – оказалась в кризисной ситуации. 70 лет политикой коммунистической партии было формирование общего мнения и разделение отцов и детей (под любым предлогом: враг народа, политически опасный (нередко верующие родители)). В этом не было места Богу, ценностям семьи, личности, собственному мнению и др.
Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Украину в начале 90-х годов, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем нравственной, социальной, психологической или структурной дезорганизации. Негативные явления в обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, что отрицательно отразилось на состоянии детства в стране, тем самым расширив истоки детского неблагополучия, проявившегося в росте социального сиротства и увеличении числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Резко обострились кризисные явления в семье: бездуховность; нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе коренное изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.
Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания – серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. По этому поводу очень выразительны слова академика РАО Н.Д.Никандрова, который с горечью констатировал: “С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить”. Речь идет о России, но и у нас не лучше. Дополнительным фактором, усугубляющим асоциальность жизненных ориентаций детей, стала позиция школы, где педагогические коллективы последовательно дистанцировались от реального решения жизненных проблем трудных детей и подростков. Школа превратилась в место лишь только передачи знаний от учителя к ученику, при этом если хочешь – бери, а если нет – твое право. В дополнение к этому были разрушены система внеклассного воспитания, инфраструктура социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры.
В настоящее время государство тратит громадные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные помощь детям-сиротам, но вопросы предупреждения социального сиротства не решаются в полном объеме.
Государственная система социального призрения сирот, построенная по принципу “лечения симптомов”, не только не решает вопросов “лечения причин болезни”, но и, по существу, загоняет проблему в тупик. Прискорбно говорить, что на практике происходит актуализация только отдельных – материальных факторов в ущерб другим, что и не приводит к желаемым результатом.
Глубоко убежден, что основной корень проблем – это нравственная деградация современного общества, возникшая в результате духовного нигилизма, проявляющийся в отсутствии веры в Бога и ответственности перед Ним за собственных детей, что в свою очередь и главным образом разрушает семью – фундамент любого цивилизованного общества. Остальные социально-экономические проблемы лишь только способствуют и усугубляют эти процессы.
Из выше сказанного можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся как к общей социальной политике государства, направленной на общество в целом, так и к определенным социальным группам. И, наконец, это – мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретного человека.
Так, со стороны государства это: 1. Возрождение духовной культуры нации. 2. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства. Должна быть правильная, хорошо проработанная семейная политика, которая в настоящее время еще только начинает возрождаться, правительство только в последнее время начинает проявлять к семье повышенный интерес. Необходима такая семейная политика, которая была бы нацелена на укрепление семьи как социального института, нужна пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. 3. Огромная роль в профилактике и решении обсуждаемой проблемы должна быть отведена системе образования, где формируется ребенок – будущий родитель. Убежден в том, что в школе на первом месте должны быть уроки нравственности, а затем уже другие предметы. В нашем регионе для этого есть все необходимые условия. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви и уважении к ребенку, возвращение “воспитания” в учебные заведения. Специальной формой социально-педагогической деятельности, нацеленной на молодежь, является воспитание родительских чувств и обязанностей. К сожалению, иногда данное воспитание суживается до информации о сексуальных вопросах. Однако, воспитание будущих родителей является гораздо более широкой и глубокой задачей. 4. Немаловажным является стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе. 5. Пересмотр сути и путей внедрения и реализации ювенальной юстиции. 6. Инструментом реализации данных мероприятий является вся система массовой информации.
А со стороны Церкви и общественных организаций: 1. Помощь и работа с конкретным человеком, попавшим в сложную ситуацию. Для этого у Церкви есть всё необходимое. 2. Работа с общественным сознанием в отношении вопросов морали и нравственности; воспитание семейных ценностей, родительских чувств, осведомленность родителей (будущих родителей) в вопросах психологии супружеской жизни, возрастной психологии и педагогики. 3. Просвещение общества в области проблем социального сиротства, истинных причин, его порождающих, его драматических последствий для ребенка и матери. 4. Способствовать созданию необходимого благоприятного морально-нравственного климата. 5. Посильная практическая и теоретическая помощь детям-сиротам. 6. Формирование общественного мнения относительно детей, оставшихся без попечения родителей. Люди не должны отворачиваться от таких детей, как от прокаженных, а наоборот – стремиться помочь. 7. Создание комфортных условий для жизни в обществе детям-сиротам. Им так же, как и всем, нужна забота, ласка и семейное тепло. 8. Создание совместно с государством центров (работа в них) для патронажа неблагополучных семей, родителей-одиночек, семей, оказавшихся в тяжелом положении и т.п.
Уверен, в том, что пока в наших сердцах будет любовь, сопереживание, сострадание и доброта, мы будем обладателями удивительной вакцины, которая помогает человечеству выживать в обществе, инфицированном алчностью, ненавистью, равнодушием и безразличием ко всему происходящему. А если нас таких будет много, то и трудности будут решаться быстрее, а многие проблемы не возникнут вообще. Поэтому лишь только объединив усилия государства, Церкви, общественных организаций, СМИ мы можем решить эту позорную проблему социального сиротства.

Источник: официальный сайт Запорожской епархии УПЦ

Комментирование запрещено