Роль трезвения в укреплении семьи

Беседы в радиошколе трезвение
Ведущая Алевтина Лежнина.
 

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Велика роль такой добродетели, как трезвение в укреплении семьи.

Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет мир. Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество” – Советы старца Паисия Афонского.

Современная семья переживает очень тяжелые времена. Одна из причин распада многих семей – порок пьянства, поразивший мужчин, женщин и даже детей. По словарю Даля трезвый – значит непьющий, непьяный, нехмельной. Но это лишь одно из многих его толкований. Трезвение – это духовное состояние, позволяющее не утратить видение греха.

“Трезвитесь и бодрствуйте, – не однажды сказанные слова Спасителя (Мф.24, 42, 25,13, 26,38,40-41,Лк.21, 36 и другие).

“Трезвение, – пишет св. Исихий, есть духовное художество, которое, с Божией помощью, избавляет человека от страстных помыслов, и слов, и худых дел” (Добротолюбие.

Трезвение – это способность строго, здраво, адекватно оценивать себя, людей, мотивы своих поступков и мотивы действий других и, прежде всего, своих близких и не пытаться их переделать. Все попытки переделать друг друга являются порождением нашей невоцерковленности, нашего нехристианского отношения друг к другу. И если рядом со мной живет человек гневливый, раздражительный, злой, пьющий, я должен смотреть, что внутри меня происходит. Оказывается, что моя реакция на этого человека показывает, что я мало чем отличаюсь от него. Часто свою собственную гневливость, раздражительность мы не замечаем.

Воцерковление, вхождение в уклад православной, святоотеческой традиции позволяет познать собственные душевные недуги, увидеть свою неправду в обращении с людьми, которым мы, сами того не осознавая, возможно, просто отравляем жизнь придирками, сварливостью, стремлением перекроить их на свой лад. Если только осуждать и раздражаться, ситуация в семье не меняется.

Помощь семье, в которой возникли проблемы винопития и табакокурения, можно получить в Екатеринбургском православном обществе “Трезвение”. Его окормляет клирик Ново-Тихвинского женского монастыря при храме святого благоверного князя Александра Невского священник Игорь Бачинин. Целью общества является не только утверждение православной трезвости и оказание помощи страждущим в избавлении от табакокурения и винопития, но и возрождение духовных традиций наших благочестивых предков, восстановление приоритетов целомудренной семейной жизни.

Общество “Трезвение” периодически организует курс лекций сначала для родственников, потом для самих страждущих. Некоторые недоумевают: “Зачем мне слушать ваши беседы, если у меня нет проблем с алкоголем? Вразумляйте моих родных, а я ни при чем”. И только в результате длительных бесед родственники начинают по-иному воспринимать беды своей семьи. Они начинают понимать слова апостола “друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов”, осознавая, что только так и можно сохранить семью.

“Только после курсов я поняла, что недуг моего мужа – это призвание к Богу и ко спасению меня и моей семьи. Пьянство мужа вскрыло в первую очередь неустройство моей души, в которой проявляется гордыня, самолюбие, неверие, нетерпимость, гнев”, – так написала Елена – одна из слушательниц курсов при храме святого благоверного князя Александра Невского. “Курсы для тех, чьи родственники страдают недугом пьянства и курения, еще более утвердили меня, – замечает Елена, – в необходимости постоянной молитвы за себя, за наших близких. Совместное чтение акафиста в честь иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” дает удивительную силу и поддержку. И пусть пока не все безоблачно в нашей жизни, но после моего воцерковления стали ходить в церковь и принимать Божественные Таинства мой муж и сын”.

Самый великий подвиг супружеской жизни – это вопреки всему семью сохранить и научиться воспринимать семью как одно из самых великих дарований, как драгоценность, которую Бог нам вручил, и если в семье что-то случается, виноваты все. Каждый должен прилагать усилия для преодоления трудностей.

Светлана Борисовна, член общества “Трезвение”, рассказывая о своей семье, отмечала, что после того, как они с мужем приняли обет трезвости и стали приходить в Храм, постепенно через общину шло воцерковление. Впоследствии уже после многих лет, прожитых в браке, они обвенчались, а их дети покрестились. Так все выстраивалось с Божией помощью, как и должно быть в православной семье.

Помощь близким людям начинается с преображения самого себя, поэтому увеличивается число людей, дающих Обет трезвости для примера ближним. Григорий Палама писал, что страсть – это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих начал души. Сами по себе мы не можем из этого плена вырваться. И тогда те, кто тебя любит, могут помочь, чтобы спасти твою душу. Они не говорят: я хочу мучиться, но Господь ведает, что они готовы к этому. Здесь заключена великая тайна. Жены, матери, сестры принимают Обет трезвости за своих страждущих родственников.

Что такое обет? Обет (церковное обещание) – форма религиозного подвижничества. Это обещание воздерживаться от вина, табака, сквернословия. Обет трезвости – благочестивое обещание совершенно не употреблять спиртного в течение определённого срока, которое человек даёт Богу в Храме перед Святым Крестом и Евангелием.

Людмила Павловна, делясь опытом личной трезвости, заметила, что ей хватило одной лекции, чтобы понять, что проблема пьянства, проблема зависимости от чего бы то ни было – это проблема духовная. И решить ее возможно только в Церкви, участвуя в Церковных Таинствах. После курсов ее муж покрестился, дал обет трезвости, стал посещать службы в Церкви. Постепенно в семье стало все меняться. Прошел год трезвеннической жизни, и вот уже вдвоем с мужем они дали обет сроком на 5 лет. В семейных отношениях налаживается мир, любовь, взаимопонимание. “На судьбе своей семьи мы ощутили, что все возможно Богу. Я теперь не мыслю жизни без церкви, без воскресных служб, исповеди, Святого Причастия”.

Освобождение от порока пьянства, курения и т.д. лишь шаг на пути трезвения. Настоящая трезвость достигается лишь верой в Бога и только с Его помощью

Таким образом, трезвение – в одном из самых существенных из своих значений характеризует путь избавления от тяжкого греха, путь вразумления, процесс отражения работы сил зла. Трезвение – это неустанная борьба, но борьба не с тем, что нас окружает, а с тем, что внутри нас, с нашими страстями и пороками, с тем, что мешает нам быть счастливыми. Трезвение, как и все, относящееся к духовной жизни, является одновременно и даром Божиим и плодом, результатом духовного труда, который в этом отношении начинается с осознания необходимости трезвения, а значит, с соответствующих установок.

Трезвение и бодрствование настолько существенны в нравственной жизни, что и апостолы и отцы Церкви постоянно напоминают о их необходимости. Ключевое в этом отношении место из Первого послания к Фессалоникийцам: “Все вы сыны света и сыны дня, мы не сыны ночи и тьмы. И так не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться” (1Фес.5, 5-6). Именно это, дневное нравственное христианское сознание, в виде трезвения и бодрствования, особенно требуется Евангелием в критические минуты жизни личности, семьи и общества.

Семейная жизнь – это в первую очередь духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей.

http://prosvetcentr.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *