книга «Брак с мусульманином»

ОГЛАШЕНИЕ ПЕРВОЕ.

После достаточного времени обучения, после вечерни, предстоятель облачается в священную одежду, как было сказано раньше, и, поклонившись трижды перед престолом и поцеловав край его, исходит из алтаря к дверям церкви.

Обычно считалось необходимым срок до года. Но нормальным (и канонически необходимым) все же является сорокадневный период оглашения. Однако формальный подход к времени оглашения неуместен. Он определяется готовностью человека к принятию Таинства. В случае болезни срок оглашения может быть сокращен или даже отменен (но только в том случае, если существует угроза смерти).

Оглашение начинается после вечерни, в присутствии всей церковной общины, перед лицом которой человек отрекается от своих заблуждений. И снова чин начинается с благодарения Богу за обращение заблудшего. Служба начинается от престола в знак того, что Господь есть Начало и Конец и всего творения и от Него мы черпаем силы к совершению всякого доброго дела, тем более такого великого как освобождение человека из рабства сатане.

Когда предстоятель идет, хор приветствует желающего присоединиться словами 8 псалма, в котором св. царь Давид описывает величие спасенного человека, сейчас созерцаемое во Христе.

Господи, Боже наш! как чудесно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих пальцев, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими проторенными дорогами. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Оглашаемый же стоит на паперти (внешний притвор), смотря внутрь храма. И говорит предстоятель ему:

Вот, чадо, время твоего наставления кончилось. Итак, если особо и спрошен был ты, любви ли ради Христовой и спасения души твоей хочешь быть христианином, однако должен ты сейчас и перед церковным собранием это изъявить, первой ложной веры, в которой был ты, отречься, и веры православную ясно исповедать (провозгласить вслух).

Для уверения в искренности обращения, ему предлагается пред глазами Церкви исповедать свою веру. Ведь Крещением человек становится полноправным членом и Вселенской Церкви и этого конкретного прихода, и потому прихожане имеют право знать того, кого принимают. С другой стороны отречение от заблуждений необходимо и самому присоединяемому. Он получает возможность прочувствовать то, что Крещение – это переломный момент в его жизни. Ислам, в котором он находился прежде, он оценивает светом Божественного Откровения, и понимает, что необходимо отвергнуть его, а не делать некий синтез из двух несовместимых религий. Но теперь рассмотрим те отречения, которые провозглашает присоединяемый.

Вопрос: Отрекаешься ли от веры магометан и всего их лжемудрости, и оставляешь ли ее совершенно всю?

Ответ: Веру магометан и лжемудрость их отметаю и оставляю.

Вера магометан достойна отвержения, ибо стоит она на фундаменте лжепророчества, и потому не может быть объединена со словом Божьим. Справедливо называется отличия магометанства от христианства как лжемудрость. Ведь если человек пытается поправить Творца исходя из своих соображений, иначе назвать это нельзя. Бывший магометанин не отрекается ни от единобожия, ни от истинных пророков (которых, правда, он прежде не почитал по-настоящему), но только от безумных утверждений, будто Бог – творец зла, будто Деву Марию христиане считают богиней и является сестрой Моисея и подобного.

Вопрос: Отрекаешься ли от Магомета, как от лжепророка?

Ответ: Признаю, что он лжепророк и отрекаюсь от него.

В свете Библии очевидным является лжепророчество Мухаммеда. Он учил вопреки предыдущим пророкам, не дал никаких свидетельств своего посланничества, не оставил ни одного сбывшегося предсказания. Его откровения сопровождались признаками одержимости злыми духами. Все это говорит о том, что он – ложный пророк.

Вопрос: Отрекаешься ли от Аль-Корана, и всех, которые в нем, ложных сказаний, законоположений и преданий?

Ответ: Отрекаюсь Аль-Корана, и всех, в нем содержащихся лживых сказаний, законоположений и преданий.

Как следствие, естественным является отвержение мнимого Откровения Бога – Корана, который во многих пунктах противоречит истинному Откровению – Библии.

Вопрос: отвергаешь ли установление Магомета о путешествии в Мекку, ради поклонения там, будто бы душеспасительного?

Ответ: Отвергаю, как суеверное.

Действительно, обряд этот не установлен Творцом. А раз так, то глупо думать, что хождение по кругу вокруг черного камня, резание баранов и метание камнями в скалу может как-то спасти человека. Тем более это бессмысленно, что само почитание Черного Камня Каабы восходит к язычеству.

Вопрос: Отрекаешься ли Магометанского соблазнительного учения о многоженстве в сей жизни, и о чувственном услаждении в раю после смерти?

Ответ: Отрекаюсь, и учение сие, к угождению плоти измышленное, отвергаю.

В начале творения Бог сотворил одну пару, которых и сочетал браком. Поэтому нормальной формой супружества является единобрачие. В Церкви брак освящается Творцом и потому нельзя вводить нормы сожительства появившиеся из-за развращенности человечества среди потомков Каина (Быт. 4, 19). Главная награда Царства небесного – это общение с Богом, а не услаждение тела. Христос сказал, что «в воскресении мертвых ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божие на небесах» (Мф. 22, 30). Поэтому представление о рае, как месте пьянства и разврата неприемлемы для христиан.

Вопрос: Отрекаешься ли всех лжесловесий и хулений, которые магометане изрыгают на Христа, Пречистую Матерь Его и на христиан?

Ответ: Отрекаюсь.

Конечно, не допустимо принявшему христианство человеку верить, будто Господь Иисус Христос – просто Человек, сбежавший с Креста, что Он творил бессмысленные чудеса, вроде спускания с неба стола или оживления глиняных птичек. Или что Богородица – сестра пророка Моисея, или будто христиане верят в физическое сожительство Бога и Девы Марии, Которую будто бы тоже считают богиней. Все эти хульные измышления должны быть отвергнуты.

Вопрос: Сочетаешься ли истинно, нелицемерно и ни в чем не сомневаясь, всею душою твоею, единому истинному, в Троице прославляемому Богу, и веруешь ли в Него?

Ответ: Сочетаюсь истинно, нелицемерно и без какого-либо сомнения, от всей души моей, единому, истинному, в Троице прославляемому Богу, и верую в Него.

После отречения от заблуждения необходимо провозгласить истинную веру в Бога и его Откровения. Суть ее мы объясняли в толковании Символа веры, поэтому просто дадим перевод второго оглашения на русский язык.

Комментирование запрещено