Почему ты меня, мама, не родила?..

Первой ласточкой работы по борьбе с абортами в Запорожской епархии стал флешмоб «Живи, Україно!» с участием детей и молодёжи летом 2014 года. В тот день Владыка Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский призвал запорожцев провести «Неделю тишины» – с 1 по 8 июня не делать абортов, если на то нет веских медицинских оснований…

Флешмоб против абортов «Живи, Україно!». Участники в белах халатах прокалывают шприцами воздушные шарики – символизирующие хрупкую жизнь беззащитного ребёнка, чья судьба полностью зависит от воли, настроения и решения  мамы.

В этом году был разработан ряд информационных проектов, призванных обратить внимание горожан на аборты, как на серьёзную моральную и духовную проблему общества. В феврале состоялся молебен для будущих мам. Множество культурных и просветительских проектов священнослужители посвятили популяризации института семьи. Особое внимание Православная Церковь в Запорожье уделяла людям, которые собираются вступить в брак – новобрачные посещали занятия, чтобы углубить знания касающиеся Таинства Венчания, смысла и ценностей христианского брака и семьи, духовных трудностей, которые испытывает молодая семья в начале совместного пути.

Очевидно, что в Запорожской епархии набирает обороты активная работа по борьбе с грехом чадоубийства. В разгар этой работы мы решили еще раз вспомнить суть проблемы и узнать, какие цели ставят перед собой священнослужители.

Ответственный за работу в этом направлении – иерей Алексий Саливон-Гончаренко, клирик Свято-Покровского архиерейского собора. Отец Алексий помог нам разобраться в сложных вопросах этой «болезненной» темы не только как священник, но и как медик, так как по образованию батюшка врач.

Первым делом мы поинтересовались у батюшки, как часто люди «приносят» на исповедь грех аборта. Ответ шокировал. Отец Алексий сказал, что сейчас практически все девушки, которые впервые приходят в храм, имеют на совести такой поступок…

Больная тема

На тему абортов, казалось бы, ничего нового не скажешь. Тем не менее, почему-то именно эта проблема остается одной из немногих морально-этических вопросов, где люди никак не желают приходить к «общему знаменателю». Несмотря на огромное количество медицинских и богословских трудов, объясняющих деструктивные последствия искусственного прерывания беременности, как для физического, так и для духовного здоровья, по сей день количество абортов растёт в геометрической прогрессии. Растёт и количество людей, которые упрямо считают это обычной медицинской процедурой, а внутриутробного ребёнка – биоматериалом, а не человеком.

«На языке врачей, аборт – это медицинское искусственное прерывание беременности. Но «благозвучная» научная терминология этого определения скрывает от нас жестокую правду – это убийство ни в чём не повинного ребёнка. Согласно учению Церкви, внутриутробный плод – это не просто биологическая масса, а это уже человек. Фатальная ошибка, если кто считает, что искусственное удаление внутриутробного плода ничем не отличается от удаления аппендикса, – говорит отец Алексий. – По учению Церкви, душа даётся Богом человеку, как только происходит внутриутробное слияние мужских и женских половых клеток, то есть в момент зачатия человека. Поэтому аборт – это нарушение седьмой заповеди Божьей – «Не убий».

Что посеешь…

Владыка Лука, во время проповеди по случаю проекта «Живи, Україно!», дал интересное объяснение тех горестей, которые выпадают на судьбу отдельных народов и человечества в целом. Владыка заметил, что мы сетуем на отсутствие талантливых политиков, писателей, врачей, что называется «как раньше» – выдающихся: «Быть может, Господь посылает нам нужных нашему времени людей, но мы просто не даём им появиться на свет», – сказал владыка.

Иллюстрацией к словам архиерея может быть известная социальная реклама против абортов, где вместе с портретом известного человека была указана информация, каким по счёту ребёнком в семье он был. Так, например, выдающийся хирург Николай Пирогов был тринадцатым ребёнком в семье, ученый Дмитрий Менделеев – семнадцатым, композитор Иоганн Себастьян Бах – шестым, писатель Николай Некрасов был третьим ребёнком в семье, святой старец Паисий Святогорец – десятым, и этот список можно продолжать. Наверное, в наше время они бы просто не имели шанса родиться на свет.

Кто виноват?

По словам батюшки Алексия все, кто каким либо образом склоняет женщину к этому действию, советует, заставляет сделать аборт, а также выполняющий операцию врач, который изначально руководствовался своими корыстными побуждениями, тоже совершают грех. Но, нельзя сказать, что если кто-то заставил женщину сделать аборт, то она сама не виновна в содеянном. «Виновность с женщины снимается лишь тогда, когда аборт ей был сделан без её ведома, – объясняет священник. – То есть, когда женщина пребывала без сознания в условиях реанимации и беременность напрямую угрожала её жизни, врачи в экстренном порядке, не имея возможности получить согласие матери, делают ей аборт – только в таком случае на ней нет вины. По этому поводу писал в своё время великий иерарх Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский: «Если врачу предстоит делать выбор между жизнью матери и жизнью ребёнка, то склониться он должен в пользу жизни матери». Также, в случае, если у беременной многодетной матери муж, к примеру, уходит в АТО и погибает, а данная беременность несёт угрозу для её жизни, чтобы остальные дети не остались круглыми сиротами, она вынужденно даёт согласие на аборт – здесь тоже женщину нельзя осудить. Но были случаи, когда женщина, жертвуя своей жизнью ради того, что б дать жизнь своему ребёнку сознательно шла на смерть при родах и Господь, видя её величайшее благородство, чудом оставлял её жизнь в сохранности».

Конечно же, последнее слово остается за женщиной. Но нужно понимать, что на такой шаг решаются отнюдь не счастливые и любимые будущие мамы. Если рождение ребенка не одобряется в семье, если женщину осуждают родители или игнорирует будущий отец малыша – это все превращается в огромное потрясение, в ощущение ненужности, одиночества. Самое сложное, что, готовясь к материнству, женщина не чувствует поддержки и неуверенна в завтрашнем дне, не уверена, что ей помогут в трудностях связанных с родами и первыми месяцами жизни малыша. Поэтому, даже если женщина делает аборт, казалось бы, не имея на то веских оснований, нельзя обвинять всецело только её – вина, как минимум на двух людях – на ней и будущем папе.

Что делать?

Можно только посочувствовать женщине, которая осознала всю жестокость своего поступка. Всю жизнь ей предстоит оплакивать свой грех, не имея возможности исправить сделанное. Как же быть, как сохранить в душе покаянный настрой и не довести себя до отчаяния?

«Не может женщина надеется на утешение Божие, если она до конца не осознала всю глубину своего падения, – говорит отец Алексий. – Во время покаяния не должна она винить никого: не мужа, не свекровь, не врачей, не внешние обстоятельства (к примеру, плохие материальные условия), которые её подтолкнули к убийству своего ребёнка. Виновна только она сама, ведь она могла и постоять тогда за эту крохотную беззащитную жизнь перед теми, кто склонял её к аборту. Но личное благополучие и беззаботная жизнь стали для неё важнее. Как я уже говорил, есть матери, которые знали, что во время родов умрут, но давали согласие на роды. И за такую жертву, если мать и умирает, Господь дарует после смерти мученический венец. А в основном, женщинам делавшим аборт, ничего не угрожало, угрожало лишь только будущее стеснение их беспечной жизни. Поэтому за такое малодушие Господь кающейся не скоро даёт благодать. Хоть во время разрешительной молитвы, которую священник произносит во время таинства исповеди, грех и стирается с бесовских хартий, но благодать Господом женщине, повторюсь, даётся не скоро. Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями – одиночеством, бездетностью, семейными проблемами, трудностями с воспитанием последующих детей, иногда их потерей, расстройством душевного и телесного здоровья, бедностью и даже нищетой. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни. Все эти скорби нужно добровольно воспринять, как очищающее наказание за грех. Через терпеливое перенесение этих необходимых скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, придет и прощение от Бога».

«Нет греха, превосходящего милосердие Божие» (Мф 2:17; Инн 8:4-11)

По словам батюшки Алексия, в первые века христианства, женщин, совершивших аборт, отлучали на 15 лет от Церкви и причастия: «Они стояли в притворе, и просили каждого входящего в храм помолиться, чтобы Господь простил им этот великий грех». И сейчас есть епитимии, но с намного меньшей суровостью (епитимья, это – посты, молитвы или другие способы духовного исцеления, своего рода «наказание» назначенное Церковью, которое человек готов понести, чтобы облегчить муки совести за совершенный грех). «Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, больше не повторять этого греха, а рожать: «жена спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим., 2, 14- 15)» – говорит отец Алексий.

Владыка Лука совершает молебен для беременных и планирующих беременность в Свято-Покровском архиерейском соборе.

Батюшка уверен, что покаянная молитва нужна не столько душе младенца, сколько его матери. «Убийство – это акт ненависти, а молитва – акт любви. Сделав аборт, женщина констатировала тот факт, что сердце её каменно, эгоистично и жестоко, – объясняет отец Алексей. – И только молясь, она должна умыться слезами своими, покаяться перед Богом и убиенным чадом своим, очиститься от греха своего. Только совершая покаянный труд, женщина может надеяться на милость Божию, помня, что наши самые страшные грехи – это всего лишь капля, которая растворяется в океане любви Божией»

Заложники диплома

Работа по борьбе с абортами, по мнению отца Алексия, должна проходить в сотрудничестве с медиками. Прежде всего, они влияют не решение женщины. Если врач не осознает греховности этого поступка, ему ничего не стоит убедить пациентку в том, что аборт это безобидная медицинская процедура. Конечно же, нужны и волонтёры, которые будут, к примеру, раздавать информационные листовки в женских консультациях, проводить другую информационную работу в рамках проекта.

В октябре 2014 года на базе кафедры Акушерства и гинекологии запорожской медицинской академии последипломного образования состоялся круглый стол, где священники и медики пытались найти способы совместной помощи будущим мама и папам, которые попали в сложную жизненную ситуацию.

Круглый стол на базе кафедры Акушерства и гинекологии запорожской медицинской академии последипломного образования.

К счастью, круглый стол, показал готовность запорожских акушеров к сотрудничеству со священнослужителями, чтобы совместными усилиями бороться за сохранение жизней будущим малышам. Отрадным является то, что медики называют себя «заложниками диплома», когда дело доходит до аборта. Присутствующие на встрече доктора признали, что не желают совершать такие операции, а с каждой пациенткой подолгу проводиться беседа, чтобы убедить её оставить ребёнка или, в крайнем случае, отдать в приют после рождения, но только не убивать.

Словом и делом

Тяжело поверить, что бытовые трудности и материальные проблемы способны заглушить даже инстинкт материнства, но это так. Может женщина и пожалеет со временем о своём поступке, может и сейчас осознаёт его трагичность, но всё упирается в ряд серьёзных для неё «но».

Одно дело убедить будущую маму оставить ребёнка и совсем другое помочь ей разрешить те проблемы, которые толкают её на этот страшный грех. И если первое возможно сделать священнику и/или социальному работнику, то второе уже священник не может взять на себя. В идеале женщина должна уповать на Бога: подарил ребёнка, значит и поможет с его воспитанием. Но если такого упование нет, то единственный способ сохранить малышу жизнь – помочь матери разрешить трудности, подталкивающие её к прерыванию беременности.

Здесь хорошим примером может послужить опыт Донецкой епархии, где есть два благотворительных учреждения, наподобие социальных общежитий, куда поступают будущие мамы, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Например, если домочадцы морально давят на женщину, заставляя прервать беременность, если ей просто некуда идти, после родов и т.д.

Как рассказала Елена Емченко, психолог, специалист православного семейного центра «Отрада» Донецкой и Мариупольской епархии, в такие центры чаще всего попадают девочки-сироты из детдомов. Как правило, они хотят сохранить беременность, но оказываются не приспособленными к жизни. «Нужно помочь им с подготовкой к родам, помочь оформить материнское пособие. Специалисты центра сопровождают эту кризисную беременность, выступают помощниками. Здесь они могут жить во время беременности и после родов до года», – говорит Елена.

Такие социальные общежития как в Донецкой епархии позволяют матери не принимать серьёзных решений слишком быстро, а спокойно выносить, родить и, более того, оставить ребёнка с собой после родов. То есть мама выигрывает время, за которое пытается уладить бытовые проблемы. В связи с нынешней ситуацией в стране, работа этих учреждений утрудняется – нет финансирования.

Наличие подобного центра в каждом городе значительно облегчило бы борьбу Церкви с грехом детоубийства, ведь помимо проповеди священник мог бы предложить женщине практический выход из сложившейся ситуации.

Вместо послесловия

Современному человеку можно только посочувствовать в том, что ему пришлось родиться во времена, когда моральные ценности извращены и раскритикованы модой, искусством и литературой, кино и СМИ до такой степени, что зарождающаяся жизнь не считается чудом, а посему и встречается будущими горе-родителями с холодным экономическим расчетом, а не с трепетом.

В один ряд с теми, кто осознанно совершает аборт хотелось бы поставит и тех, кто молча наблюдает за происходящим. Если общество перестало удивляться, пугаться и осуждать подобные поступки, то разве можно считать его непричастным к этому греху? Ответ очевиден. В толерантном (читай – безразличном) мире и чёрные дела делать легче, да ещё и оправдывать их. Ведь мало тех, кто обличает и много тех, кто молчаливо смотрит сквозь пальцы.

Татьяна Нехай

Пресс-служба
Запорожской епархии
Украинской Православной Церкви

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *