Что такое брак?

Иеромонах Иов (Гумеров). Что такое брак? — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 64 с. — (Серия «Таинства и обряды»)

Cемейная жизнь берет начало в райском саду. На заре истории человечества Бог установил брак как жизненный союз самых близких людей. Когда Адам увидел Еву, которую Бог со­здал во время его сна, он сказал: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт 2, 23). Христианство возвысило и освятило брак, сделав его благодатным Таинством, в котором благословляется союз между мужем и женой в образ духовного единства Христа с Церковью. Супруги, чтобы их семейный союз был совершенным, должны стремиться к той полноте любви, к которой призыва­ет святой апостол Павел: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф 5, 28). Супружеская любовь в христианском браке является одной из граней той совершенной любви, которая составляет главное основание то­го высшего и окончательного завета, который Бог заключил с людьми.­ Однако эта любовь не приходит сама после заключения брака и не является лишь проявлением того взаимного влечения, которое приводит к рождению семьи.­ Как и всякая доб­родетель, она требует духовной работы супругов. Как нежное растение, оно требует ухода и заботы. Его надо оберегать от всего вредоносного. Когда оно окрепнет и станет сильным, оно принесет доб­рые плоды. Муж и жена, которых Бог соединил, должны ясно сознавать, что их духовное совершенствование и укрепление семьи­ неразделимы. К сожалению, многие православные супруги, вступив в брак, беспечно плывут по волнам житейского моря, пока для их семейного союза не наступит время опасных испытаний. Иногда они приводят к распаду семьи. Печально, что в большинстве случаев расставшиеся супруги не сознают, что произошла трагедия. Они нарушили обеты, данные Богу в Таинстве венчания. Если есть дети, то трагедия усугуб­ляется. Дети болезненно воспринимают развод: два самых близких им человека стали чужими. Дети не получают полноту родительского общения. Это накладывает особую печать на их психику.

В истории наблюдается печальная повторяемость: в периоды социального и духовно-нравственного упадка общества наиболее разрушительные удары испытывает семья. Отдельному человеку, имеющему твердое желание жить по-христиански, устоять легче, ибо никто не находится в фатальной зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в человеке и совесть, как небесный голос в душе, дают необходимую моральную свободу явить праведность даже тогда, когда общество поражено тяжелым духовно-нравственным недугом. Семья же является сообществом, и она тесно вовлечена в сферу социальных отношений. Ее жизнь гораздо больше зависит от тех нравственных ценностей, которыми живет данное общество. Современное российское общество было подготовлено к нынешнему состоянию семью десятилетиями воинствующего безбожия. Сейчас много говорят и пишут о религии, но лишь малая часть народа ведет духовную жизнь и стремится исполнять Божественные заповеди. Большая часть народа страдает тяжким недугом неверия и стремится удовлетво­рять свои страсти. Такую жизнь святой апостол Павел называет идолослужением: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол 3, 5). Массовое неверие и жизнь ради удовлетворения страстей приводят к тому, что социальный организм оказывается покрытым болезненными язвами: миллионы женщин убивают через аборты своих детей; массовый блуд и распространившееся корыстолюбие, как кислота, разъедают нравственные ценности общества. Современная семья оказалась буквально раздавленной­ пороками нашего больного общества. 80% заключенных браков распадается. Эта удручающая статистика не открывает всей трагедии: в большинстве оставшихся семей нет мира и любви. Дети не получают христианского воспитания, ибо родители не могут дать то, чего сами не имеют. «Воспитывают» детей Интернет, телевизор, дискотеки, увеселительные заведения. Плоды такого антивоспитания не только очень горьки, но и ядовиты. Уже в школе многие подростки начинают курить, употреблять алкогольные напитки. Некоторые становятся наркоманами. Более 80% теряют чистоту и целомудрие. Распущенная половая жизнь для них становится делом обычным. Одно бедствие рождает другое: 10% абортов из нескольких миллионов в год делают женщины добрачного возраста, т. е. до 18 лет.

«Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога — великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню. Свою область. Свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ни­чего, и естественно, что Родины своей он тоже не любит, потому что Родина — это большая семья­. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждается это состояние расхлябанности» (Паисий Святогорец. Слова. — М., 2002. Т. II. С. 35).

Что делать и где искать выход? Не только 20‑летний пастырский, но и собственный семейный опыт давно убедили меня, что даже в наше время морально­го упадка можно построить духовно-нравственные семьи.­ Но для этого надо, чтобы родители жили не для себя, а для Бога и своих детей, которых Он им дал. Великая радость для родителей исполнить свой долг. Но еще до завершения этого великого труда суп­руги, которые смогли построить семью на началах христианского благочестия, могут наслаждаться семейным счастьем.

«Как можно спрашивать, богаты ли тот или та, которых Сам Бог взялся наделить имуществом? Как описать счастье брака, советуемого Церковью, освя­щаемого ее молитвами, возвещаемого Ангелами на небесах, благословляемого Богом Отцом? Ведь на земле дети не женятся без согласия отцов. Как же приятно должно быть соединение двух сердец в одинаковой на­дежде, служении и вере! Поистине, они двое в единой плоти: где одна плоть, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно одобряют и поддерживают друг друга. Они равны в Церкви Божьей и на трапе­зе Божьей, равно делят гонения и отдых, ничего друг от друга не скрывают, друг другом не тяготятся…­ Гос­подь радуется, видя их единодушие, посылает мир в их дом и пребывает с ними вместе; а где Он находится, туда не войдет дух злобы» (Тертуллиан. К жене. 9).

Источник: Православие.Ru

Комментирование запрещено