КОГДА СЕМЬЯ МОНАСТЫРЬ,А РОДИТЕЛИ-ДУХОНОСНЫЕ СТАРЦЫ

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР БАЛЫБЕРДИН | 1 АВГУСТА 2016 Г.

Разговор о том, как удержать подростков в Церкви, продолжает протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей города Кирова, ключарь Успенского кафедрального собора

Когда семья — монастырь, а родители — духоносные старцы

Учим психологию

Собираясь обращаться с проповедью к подросткам, надо понимать особенности физиологи и психологии этого возраста. Хорошо, если священник или миссионер имеют педагогическое образование, знакомы с основами возрастной психологии или, по крайней мере, могут прислушаться к мнению учителей из старших классов школы.

Но еще лучше, если у них самих уже есть взрослые дети, которые вместе с родителями уже преодолели это непростой, но по-своему замечательный возраст. Такой опыт дорогого стоит.

Семейная проповедь

При этом тот же опыт показывает, что подростки реже уходят из семей, где родители, по слову Священного Писания, стараются «не раздражать своих детей» (ср. Колос. 3, 21). Что особенно актуально для подросткового возраста, когда у человека формируется собственное отношение к окружающему миру. Подросток меньше, чем малыш доверяет мнению родителей, учителей и, вообще, взрослых.

И тут, случается, у родителей, в том числе православных, «находит коса на камень». Особенно у тех, что привыкли считать чуть ли не единственным образцом для подражания монашескую жизнь с ее непременным и, действительно, необходимым послушанием духовнику, священнику, архиерею.

В итоге, подросток — сын или дочь — ищет «своего», а родители, вообразив свою семью «домашним монастырем», а себя в роли «духоносных старцев», эти поиски «своего» отрицают и продолжают требовать от сына или дочери безоговорочного послушания, на которое подросток уже не способен.

Конечно, родителей тоже можно понять. Раньше они просто говорили сыну или дочери: «Сегодня мы идем в церковь», и ребенок просыпался, одевался, вкладывал свою ручку в руку мамы или папы и послушно шел вместе с ними в храм. Сейчас же они, как правило, в ответ слышат от сына — подростка «почему?» и «зачем?».

И вместо того, чтобы найти аргументы и спокойно, с любовью и терпением объяснить это выросшим детям, срываются на крик: «Посмотрите на себя! Вы ещё только подростки, не вполне сложившиеся люди, и ваше дело только слушать и молчать». Или, наоборот, сдаются: «Не хочешь, так не хочешь, ладно. Вырастешь, сам разберёшься».

Но и эта позиция, как первая, также непродуктивна. Потому что подросток — тот же ребенок, а ребенку обязательно нужен взрослый! Но этот взрослый должен быть для подростка не надсмотрщиком или начальником, а, скорее, старшим товарищем. Должен уметь не только говорить, но и слушать. Должен быть готов к диалогу, в том числе о том, что такое «свое» и как правильно к нему относиться?

Не бояться «искать себя»

Очевидно, что примером в этом для нас, христиан, прежде всего, является Сам Христос, Сын Божий, Который заповедал нам возлюбить ближнего, «как самого себя» (Мф. 22, 39). Примечательно, что эта заповедь дана нам именно в такой формулировке.

Не потому ли, что человек способен полюбить кого-то только в том случае, если имеет опыт любви к себе? И, наоборот, если человек не любит, не ценит и не уважает себя, то и другого человека полюбить и оценить ему также сложно, почти невозможно. При этом Господь не дал нам заповеди «просто любить себя». Потому что такая любовь не совершенна и не самодостаточна. Но она, по заповеди Божией, может и должна стать для нас началом и примером любви к ближнему.

Поэтому «искание себя» — своего вкуса и мнения, убеждений и аргументов — чем заняты и увлечены, в силу своего возраста, все подростки — вовсе не бессмысленное занятие. Подростковый возраст, когда начинается становление собственного отношения к окружающему миру, к Церкви, к родителям, к семье, к работе — это важный, данный Богом, период в жизни человека, который нельзя отрицать, и долг родителей — помочь сыну или дочери правильно его пройти.

Чтобы по примеру уважения и любви к себе они научились уважать и любить своих ближних — родителей, братьев и сестер, одноклассников и друзей, и затем, уже по примеру такой любви, в них окрепла любовь к Богу.

Конечно, говорить или писать об этом легче, чем постараться на деле по-новому и в то же время по-христиански выстроить свои отношения с повзрослевшими детьми, подростками.

Однако, замечено, что в тех семьях, где родители идут по этому пути, уважают в ребёнке человека, самостоятельную личность, не подавляют своих повзрослевших детей, а с любовью и терпением направляют их ко Христу — в таких семьях, если и случается, что подростки реже посещают храм и даже на какое-то время уходят из Церкви, то ненадолго и вскоре снова возвращаются.

И, наоборот, если родители не уважают своих детей — подростков и при этом еще умудряются найти оправдание своему раздражению и своей нелюбви к ним в церковных текстах, дети начинают негативно думать не только о своих родителях, но также о Церкви и даже о Боге. На то, чтобы залечить эту травму, могут понадобиться многие годы.

Хотя все, что когда-то было нам нужно — просто сесть рядом, выслушать наших повзрослевших детей и попытаться их понять и помочь им найти себя, чтобы затем, по этому примеру, они также нашли и полюбили Бога и ближнего.

http://www.pravmir.ru/kogda-semya-monastyir-a-roditeli-duhonosnyie-startsyi/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *