К великому сожалению, механизм воздействия компьютерной игровой продукции на человека еще недостаточно изучен, но что-то уже можно сказать определенно. В случае, когда в реальной жизни человек в той или иной степени дезадаптирован, он может подчинить свою реальную жизнь виртуальным переживаниям. Эта ситуация сегодня зафиксирована специалистами и называется «виртуальной зависимостью». В этом случае реальный мир воспринимается как часть виртуального, причем нежелательная часть, от которой человек «убегает» в виртуальную реальность.
Основные признаки «виртуальной зависимости» следующие
(проверьте себя и своего ребенка!)
- Человек не может контролировать время, проводимое за компьютером, хочет сократить его выйти из программы и не в силах это сделать (как правило, «виртуально зависимый» еще и очень сердится на тех, кто отвлекает его от компьютера).
- Лжет относительно времени, которое он провел за компьютером, либо уменьшая длительность работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, говорит, что пять часов подряд делал уроки, в то время как на самом деле все это время он играл в сетевую игру.
- Страдает от негативных последствий своей чрезмерной увлеченности играми (этими последствиями могут быть как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли).
- Переоценивает роль компьютера в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; глух ко мнению окружающих.
- Испытывает смешанное чувство эйфории и вины за работу на компьютере – либо по причине потери времени, проведенного за «виртуальными» занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении с компьютером.
- Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в его планы играть (например, препятствует игре).
- Погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру (например, думает о том, как пройти на следующий уровень компьютерной игры).
- Использует компьютер как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.
Если 2-3 из перечисленных выше признаков относятся к вам, у вас еще есть время и возможность уйти от зависимости; если 4-5 – пора бить тревогу и искать иные сферы досуга; если же вам подходят 6-7 пунктов – немедленно придите в себя, оглянитесь вокруг и поймите, что вы находитесь в опасности!
Психологические исследования показывают, что аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека могут переноситься и на людей, не страдающих зависимостью, так как первостепенное значение в данном случае имеет не факт наличия зависимости, а факт длительного и регулярного нахождения человека в виртуальном мире компьютерных игр.
Изучение отклонений в сфере эмоциональных состояний и реакций игроманов, а также их неадаптивности необходимо для понимания как самого явления игровой зависимости, так и специфики влияния на человека длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности.
Игровые виртоманы испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, то есть находятся в состоянии неудовлетворенности, хотя как будто имеют возможность удовлетворять свою потребность. Объяснить это можно тем, что у виртоманов существует разделение психической реальности на виртуальный и реальный мир. Сами они утверждают, что в процессе игры их настроение существенно улучшается, и наблюдения показывают, что игра действительно способствует положительным эмоциям. Но после игры, то есть после выхода из виртуального мира, настроение снова ухудшается и остается таким до следующего «вхождения» в виртуальный мир.
Ухудшение настроения по окончании игры объясняется самими причинами игровой потребности – уход от реальности и принятие роли. Для игромана реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей, человек пытается жить и другом мире – виртуальном, где все дозволено, где, как ему кажется, именно он устанавливает «правила игры».
Таким образом, с одной стороны, причина снижения настроения у игромана – это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, вместе с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности. С другой стороны, – это субъективное переживание практической бесполезности увлечения компьютерными играми, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения. Это своего рода противоречие между представлениями человека о социально одобряемом поведении и о своем собственном поведении. В конечном счете, желание игры «побеждает», но игра не приносит желаемого удовлетворения – положительные эмоции заканчиваются вместе с выходом из виртуального мира игры, как только выясняется, что в реальном мире осталось много неразрешенных проблем или, в случае ребенка, невыполненных домашних заданий. В совокупности с переживаниями из-за потерянного времени и упущенных возможностей это образует мощный источник отрицательных эмоций.
Таким образом, психологи выделяют три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у компьютерных игроманов:
- наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности;
- субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости;
- неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «Я – реального» и «Я – виртуального».
Изучение игровой зависимости показало, что «в виртуальности» человек развивает свое «Я виртуальное», а развитие реальной личности резко затормаживается. Наряду с этим, с увеличением зависимости в сознании игромана нарастает диссонанс между виртуальным миром, где все дозволено», и реальным миром, полным запретов, табу. Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить «в виртуальность». Виртуальный мир компьютерной игры становится ближе для него, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой и опасной по сравнению с миром игры. Стремление уйти в виртуальный мир выступает у таких людей как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защите от реальности.
Надо отметить, что не виртуальная реальность порождает виртуальную зависимость, а та или иная форма дезадаптации к реальной жизни. В этом случае человек и без компьютерной виртуальной реальности найдет себе воображаемый мир, в который можно убежать от взаимодействия с реальной жизнью – будь то изоляция, наркотики, асоциальные группы или что-то еще. А если будет возможность «уйти» в киберпространство, он воспользуется ею. И тогда для него реальное пространство начнет занимать место внутри киберпространства, стремясь поменяться с ним местами.
Вопрос: Компьютер сегодня все-таки нужен ребенку и для учебы и для общения. Как снизить его вредное влияние, какие правила работы за компьютером нужно соблюдать?
Ответ: Необходимо выполнять следующие рекомендации:
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
- Время пребывания за компьютером: 30-35 минут для детей 5-7 лет; 50 минут для детей 8-11 лет; от 60 до 90 минут для детей 12- 14 лет в сутки.
- Расстояние от глаз ребенка до компьютера должно быть не менее 50 см.
- Стол и стул должны соответствовать росту.
- Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Правильная поза не только обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела, но является важным средством предупреждения утомления, нарушения осанки и зрительных расстройств.
С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожная готовность, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения здоровья.
Неукоснительно требуйте выполнения следующих упражнений для глаз:
- закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. Затем открыть глаза и, расслабив мышцы глаз, посмотреть как бы вдаль (в окно, например). Повторить 4-5 раз, начиная с одного-двух первые несколько дней;
- посмотреть на кончик носа, задержать взгляд, закрыть глаза. Затем открыть, посмотреть вдаль. Повторить пять раз, начиная с 1-2-х;
- не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть прямо вдаль. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить эти крестообразные движения 4-5 раз, начиная с одного-двух;
- провести взгляд быстро по диагонали: справа – вверх, слева – вниз и вдаль. Потом слева – вверх, справа – вниз и прямо. Повторить 4-5 раз, начиная с одного-двух.
Эти упражнения помогут всем, кто оказывается надолго «лицом к лицу» с экраном монитора, и взрослым, и детям.
Неплохо иметь небольшой «экран отдыха». Это квадрат из цветного картона, по размеру совпадающий с рабочим экраном вашего компьютера. Цвет картона – зеленый, синий или желтый. Сядьте перед ним на расстоянии 30-40 см. и, расслабившись полностью, не напрягая зрения, рассеянно смотрите на него 3-5 минут. Желательно делать это упражнение в тишине.
Существуют различные медицинские препараты, например, капли для глаз
«Visine». Для тех, кому, несмотря на все рекомендации врачей, приходится по 6-8 часов просиживать за компьютером, – это вещь незаменимая. Эти капли снимают симптомы, связанные с усталостью глаз. Но в случае если в течение 48 часов препарат не приносит облегчения, следует прекратить его применение и обратиться к врачу.
Кроме этого, необходимо делать следующие упражнения и для позвоночника:
- поднимать-опускать плечи, сводить – разводить назад. Повторить пять раз;
- легкие наклоны головы чередовать с поворотом и подтягиванием к левому – правому плечу. Повторить пять раз;
- руками держаться сзади за спинку кресла, сводить и разводить лопатки, прогнувшись в грудном отделе – вдох, не отпуская рук, свести плечи вперед, опустив голову – выдох. Повторить семь раз;
- попеременно вытягивать руки перед собой («пила»). Повторить восемь раз;
- руки за голову, пальцы переплести, как бы с усилием поднимать голову. Руки на лбу, затем под подбородком, на щеках, с усилием надавливая, сопротивляться 5-10 секунд;
- поднятые руки, переплести, сцепив пальцы ладоней (левая сверху). Затем медленно переплетенные ладони опускать, выворачивая их к лицу и слегка поднимая. Также и правую ладонь сверху (что труднее) переплести и вывернуть. (Идеально, если таким образом переплетенные руки удастся еще и вытянуть вперед, постепенно можно этого достичь.) Повторить 4 – 5 раз;
- представьте, что за макушку вытягиваете себя вверх, как морковку. Повторить пять раз;
- делать самомассаж затылка и плеч, рук, легко растирая, разминая круговыми движениями пальцев то правой, то левой руки, а затем одновременно. Три минуты.
Потратив 10-15 минут, и вы, и ваш ребенок почувствуете себя бодрыми.
И еще! Давайте помнить, что компьютерные игры для детей всех возрастов сегодня оказываются более привлекательным занятием, чем чтение книг и даже поглощение кино-, теле- и видеопродукции. Они отвращают от традиционных ценностей, воспитывая презрение к национальной культуре. Дети оказываются отчуждены от литературного и от национально-культурного наследия, поскольку практически вся эстетика Экрана построены на инокультурной (преимущественно американской) содержательной графике образов, персонажей, интерьеров, ландшафтов и т.д.
Метериал подготовила Байер О.Н.