Ребенок и компьютер

К великому сожалению, механизм воздействия компьютерной игровой продукции на человека еще недостаточно изучен, но что-то уже можно сказать определенно. В случае, когда в реальной жизни человек в той или иной степени дезадаптирован, он может подчинить свою реальную жизнь виртуальным переживаниям. Эта ситуация сегодня зафиксирована специалистами и называется «виртуальной зависимостью». В этом случае реальный мир воспринимается как часть виртуального, причем нежелательная часть, от которой человек «убегает» в виртуальную реальность.

Основные признаки «виртуальной зависимости» следующие
(проверьте себя и своего ребенка!)

  1. Человек не может контролировать время, проводимое за компьютером, хочет сократить его выйти из программы и не в силах это сделать (как правило, «виртуально зависимый» еще и очень сердится на тех, кто отвлекает его от компьютера).
  2. Лжет относительно времени, которое он провел за компьютером, либо уменьшая длительность работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, говорит, что пять часов подряд делал уроки, в то время как на самом деле все это время он играл в сетевую игру.
  3. Страдает от негативных последствий своей чрезмерной увлеченности играми (этими последствиями могут быть как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли).
  4. Переоценивает роль компьютера в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; глух ко мнению окружающих.
  5. Испытывает смешанное чувство эйфории и вины за работу на компьютере – либо по причине потери времени, проведенного за «виртуальными» занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении с компьютером.
  6. Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в его планы играть (например, препятствует игре).
  7. Погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру (например, думает о том, как пройти на следующий уровень компьютерной игры).
  8. Использует компьютер как отдушину в минуты грусти или подавленности, как способ скрыться от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.

Если 2-3 из перечисленных выше признаков относятся к вам, у вас еще есть время и возможность уйти от зависимости; если 4-5 – пора бить тревогу и искать иные сферы досуга; если же вам подходят 6-7 пунктов – немедленно придите в себя, оглянитесь вокруг и поймите, что вы находитесь в опасности!

Психологические исследования показывают, что аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека могут переноситься и на людей, не страдающих зависимостью, так как первостепенное значение в данном случае имеет не факт наличия зависимости, а факт длительного и регулярного нахождения человека в виртуальном мире компьютерных игр.

Изучение отклонений в сфере эмоциональных состояний и реакций игроманов, а также их неадаптивности необходимо для понимания как самого явления игровой зависимости, так и специфики влияния на человека длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности.

Игровые виртоманы испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, то есть находятся в состоянии неудовлетворенности, хотя как будто имеют возможность удовлетворять свою потребность. Объяснить это можно тем, что у виртоманов существует разделение психической реальности на виртуальный и реальный мир. Сами они утверждают, что в процессе игры их настроение существенно улучшается, и наблюдения показывают, что игра действительно способствует положительным эмоциям. Но после игры, то есть после выхода из виртуального мира, настроение снова ухудшается и остается таким до следующего «вхождения» в виртуальный мир.

Ухудшение настроения по окончании игры объясняется самими причинами игровой потребности – уход от реальности и принятие роли. Для игромана реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей, человек пытается жить и другом мире – виртуальном, где все дозволено, где, как ему кажется, именно он устанавливает «правила игры».

Таким образом, с одной стороны, причина снижения настроения у игромана – это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, вместе с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности. С другой стороны, – это субъективное переживание практической бесполезности увлечения компьютерными играми, собственной бесполезности, наряду с невоз­можностью прекращения увлечения. Это своего рода противоречие между представлениями человека о социально одобряемом поведении и о своем собственном поведении. В конечном счете, желание игры «побеждает», но игра не приносит желаемого удовлетворения – положительные эмоции заканчиваются вместе с выходом из виртуального мира игры, как только выясняется, что в реальном мире осталось много неразрешенных проблем или, в случае ребенка, невыполненных домашних заданий. В совокупности с переживаниями из-за потерянного времени и упущенных возможностей это образует мощный источник отрицательных эмоций.

Таким образом, психологи выделяют три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у компьютерных игроманов:

  • наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности;
  • субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости;
  • неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «Я – реального» и «Я – виртуального».

Изучение игровой зависимости показало, что «в виртуальности» человек развивает свое «Я виртуальное», а развитие реальной личности резко затормаживается. Наряду с этим, с увеличением зависимости в сознании игромана нарастает диссонанс между виртуальным миром, где все дозволено», и реальным миром, полным запретов, табу. Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить «в виртуальность». Виртуальный мир компьютерной игры становится ближе для него, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой и опасной по сравнению с миром игры. Стремление уйти в виртуальный мир выступает у таких людей как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защите от реальности.

Надо отметить, что не виртуальная реальность порождает виртуальную зависимость, а та или иная форма дезадаптации к реальной жизни. В этом случае человек и без компьютерной виртуальной реальности найдет себе воображаемый мир, в который можно убежать от взаимодействия с реальной жизнью – будь то изоляция, наркотики, асоциальные группы или что-то еще. А если будет возможность «уйти» в киберпространство, он воспользуется ею. И тогда для него реальное пространство начнет занимать место внутри киберпространства, стремясь поменяться с ним местами.


Вопрос: Компьютер сегодня все-таки нужен ребенку и для учебы и для общения. Как снизить его вредное влияние, какие правила работы за компьютером нужно соблюдать?

Ответ: Необходимо выполнять следующие рекомендации:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ РАБОТЫ ЗА КОМ­ПЬЮТЕРОМ

  • Время пребывания за компьютером: 30-35 минут для детей 5-7 лет; 50 минут для детей 8-11 лет; от 60 до 90 минут для детей 12- 14 лет в сутки.
  • Расстояние от глаз ребенка до компьютера должно быть не менее 50 см.
  • Стол и стул должны соответствовать росту.
  • Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Правильная поза не только обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела, но является важным средством предупреждения утомления, нарушения осанки и зрительных расстройств.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожная готовность, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения здоровья.

Неукоснительно требуйте выполнения следующих упражнений для глаз:

  • закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. Затем открыть глаза и, расслабив мышцы глаз, посмотреть как бы вдаль (в окно, например). Повторить 4-5 раз, начиная с одного-двух первые несколько дней;
  • посмотреть на кончик носа, задержать взгляд, закрыть глаза. Затем открыть, посмотреть вдаль. Повторить пять раз, начиная с 1-2-х;
  • не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем посмотреть прямо вдаль. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить эти крестообразные движения 4-5 раз, начиная с одного-двух;
  • провести взгляд быстро по диагонали: справа – вверх, слева – вниз и вдаль. Потом слева – вверх, справа – вниз и прямо. Повторить 4-5 раз, начиная с одного-двух.

Эти упражнения помогут всем, кто оказывается надолго «лицом к лицу» с экраном монитора, и взрослым, и детям.

Неплохо иметь небольшой «экран отдыха». Это квадрат из цветного картона, по размеру совпадающий с рабочим экраном вашего компьютера. Цвет картона – зеленый, синий или желтый. Сядьте перед ним на расстоянии 30-40 см. и, расслабившись полностью, не напрягая зрения, рассеянно смотрите на него 3-5 минут. Желательно делать это упражнение в тишине.

Существуют различные медицинские препараты, например, капли для глаз

«Visine». Для тех, кому, несмотря на все рекомендации врачей, приходится по 6-8 часов просиживать за компьютером, – это вещь незаменимая. Эти капли снимают симптомы, связанные с усталостью глаз. Но в случае если в течение 48 часов препарат не приносит облегчения, следует прекратить его применение и об­ратиться к врачу.

Кроме этого, необходимо делать следующие упражнения и для позвоночника:

  • поднимать-опускать плечи, сводить – разводить назад. Повторить пять раз;
  • легкие наклоны головы чередовать с поворотом и подтягиванием к левому – правому плечу. Повторить пять раз;
  • руками держаться сзади за спинку кресла, сводить и разводить лопатки, прогнувшись в грудном отделе – вдох, не отпуская рук, свести плечи вперед, опустив голову – выдох. Повторить семь раз;
  • попеременно вытягивать руки перед собой («пила»). Повторить восемь раз;
  • руки за голову, пальцы переплести, как бы с усилием поднимать голову. Руки на лбу, затем под подбородком, на щеках, с усилием надавливая, сопротивляться 5-10 секунд;
  • поднятые руки, переплести, сцепив пальцы ладоней (левая сверху). Затем медленно переплетенные ладони опускать, выворачивая их к лицу и слегка поднимая. Также и правую ладонь сверху (что труднее) переплести и вывернуть. (Идеально, если таким образом переплетенные руки удастся еще и вытянуть вперед, постепенно можно этого достичь.) Повторить 4 – 5 раз;
  • представьте, что за макушку вытягиваете себя вверх, как морковку. Повторить пять раз;
  • делать самомассаж затылка и плеч, рук, легко растирая, разминая круговыми движениями пальцев то правой, то левой руки, а затем одновременно. Три минуты.

Потратив 10-15 минут, и вы, и ваш ребенок почувствуете себя бодрыми.

И еще! Давайте помнить, что компьютерные игры для детей всех возрастов сегодня оказываются более привлекательным занятием, чем чтение книг и даже поглощение кино-, теле- и видеопродукции. Они отвращают от традиционных ценностей, воспитывая презрение к национальной культуре. Дети оказываются отчуждены от литературного и от национально-культурного наследия, поскольку практически вся эстетика Экрана построены на инокультурной (преимущественно американской) содержательной графике образов, персонажей, интерьеров, ландшафтов и т.д.

Метериал подготовила Байер О.Н.

Комментирование запрещено