Глава 1: Печаль, связанная со смертью. Предсмертные состояния людей


1.2.2. О разнице предсмертных чувств, слов и действий у христиан и людей неверующих или маловерующих в Бога

О том, чем отличаются предсмертные состояния христианина от состояний обычного маловерующего или неверующего человека уже было достаточно ясно видно из вышеизложенного материала, а также будет видно из последующих глав темы «Печаль о смерти», в которых будет идти речь о приготовлении людей к смерти и об отношении к ней. Сейчас же мы кратко подведем итог о различиях предсмертных состояний разных людей для правильного восприятия современных исследований о смерти и послесмертного опыта.

Внешние различия в действиях и словах при смерти христиан и других людей

Прежде чем привести примеры и учения о разнице предсмертных действий и состояний, отметим, что у разных людей существует существенная разница в вопросах веры в Бога, в восприятии смерти, в ведении духовной жизни, в подвижничестве и т.д. Кратко обозначим эти условные группы людей и на разницу между ними.
Как мы уже говорили в теме «Раздражительная сила. О естественных и страстных реакциях человека на злоречия и злые действия, направленных на него» есть разница между истинными христианами и полу-христианами. Она заключается в том, что хотя и те, и те постоянно пребывают в лоне Церкви, а значит постоянно исповедуются, причащаются, исполняют молитвенные правила, соблюдают посты и т.д., но полу-христиане не занимаются внутренним очищением сердца, т.е. не ведут духовную жизнь, а значит: не имеют трезвения мыслей, борьбы со страстями, самопознания, подвига покаяния, не удаляются от мира, не изучают творения святых отцов и т.д. И эта разница будет видна и при смерти. Полу-христиане перед смертью могут находиться в раскаянии о своем нерадении, как было рассмотрено в разделе «Что чувствуют перед смертью нерадивые и пристрастные к миру полу-христиане», и, к сожалению, могут находиться в состояниях, какие бывают у маловерующих людей. Это зависит от того, насколько они познали себя и свои грехи, даже не ведя сознательную духовную жизнь.
Конечно, существует разница состояний перед смертью полу-христиан и маловерующих людей. Т.к. нерадивый в духовном плане полу-христианин все же был постоянным участником Церковных Таинств, в какой-то мере заботился о спасении своей души, и конечно, он при смерти позаботится и об исповеди, соборовании, Причастии и будет молиться.
Маловерующий же, который только верил в Бога, но редко участвовал в Церковных Таинствах (или во все не участвовал, и как обычно говорят: «верил в Бога в душе»), не жил для Бога и тем более не заботился о спасении своей души (а о ведении духовной жизни даже и не знал), может позаботиться об исповеди и Причастии, как об обряде. Но он никогда не сможет воспринять эти Таинства, как истинные христиане и даже полу-христиане.
И конечно есть разница и между маловерующим, и неверующим. Последний никогда не подумает о Боге, о Таинствах Церкви и не обратится к Богу в молитве.
Далее рассмотрим этот вопрос подробнее, и людей неверующих, маловерующих или исповедующих другие религии, обозначим словами «другие» или «обычные» люди.

Свидетельства о последних словах перед смертью христиан и других людей и о предсмертной молитве

Как известно:
Иоанн Крестьянкин (Поучение на пассии по трем первым словам Спасителя со Креста): «Из нашей повседневной жизни мы знаем…, что, когда умирает кто-либо из наших близких, его одр окружают родные и с напряженным вниманием вслушиваются в последние слова умирающего. И эти предсмертные слова производят глубокое впечатление и остаются уроком иногда на всю жизнь».
Как было видно из изложенного материала в первом разделе «Необычные предсмертные состояния праведников и грешников», действительно, последние слова истинных христиан являются уроком для нас. Далее будут приведены свидетельства о последних словах некоторых умирающих людей, и, к сожалению, увидим, что их слова далеки от того, чтобы быть духовными завещаниями. Но они могут послужить нам уроком, который послужит нашему покаянию и приготовлению к смерти.

Последние слова и завещания умирающих христиан

Сейчас мы не будем приводить примеры последних слов истинных христиан, т.к. об этом подробно говорилось в первом разделе, в подразделе: «Умирающие христиане давали духовные наставления» и в др. подразделах. Во всех этих примерах мы видели, что это были не просто слова о чем-то, а слова о вере в Бога, о добродетелях, о памяти смертной, или молитвы и т.д.

Примеры последних слов некоторых знаменитых людей

Далее приведем мирские свидетельства о том, что говорили некоторые знаменитые люди перед смертью.
А.П. Лаврин «1001 смерть»: «Умирая в больнице, он (Косыгин Алексей Николаевич (1904-1980) – Председатель Совета Министров СССР) бредил цифрами, переживал за предстоящую пятилетку, опасаясь ее полной неудачи, огорчался нежеланием Политбюро заниматься этим вопросом…».
Интернет – источник: «Кто что сказал уходя: – Шотландский историк Томас Карлейль, умирая, спокойно сказал: “Так вот она какая, эта смерть!”. – Композитор Эдвард Григ: “Ну что ж, если это неизбежно…”. – Отец диалектики Фридрих Гегель и перед лицом смерти остался верен принципам противоположности, на которых основана вся его философия: “Только один человек меня понял на протяжении всей моей жизни, – прошептал он, но, помолчав, добавил: – А, в сущности, и он меня не понимал!”. – Королева Мария Антуанетта перед казнью была совершенно спокойна. Всходя на эшафот, она оступилась и наступила палачу на ногу: “Простите, пожалуйста, месье, я это сделала случайно…”. – Римский император и тиран Нерон перед смертью вскричал: “Какой великий артист умирает!”. – Вацлав Нижинский, Анатоль Франс, Гарибальди, Байрон перед смертью прошептали одно и то же слово: “Мама!”. – Когда умирал прусский король Фридрих I, священник у его одра читал молитвы. На словах “нагим я пришел в этот мир и нагим уйду” Фридрих оттолкнул его рукой и воскликнул: “Не смейте хоронить меня нагим, не в парадной форме!”. – Умирая, Бальзак вспоминал одного из персонажей своих рассказов, опытного врача Бианшона: “Он бы меня спас…”. – В последний момент перед смертью великий Леонардо да Винчи воскликнул: “Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился!”. – Автор известного высказывания “мысль изреченная есть ложь” Федор Тютчев перед смертью сказал: “Какая мука, что не можешь найти слово, чтобы передать мысль”. – Михаил Романов перед казнью отдал палачам свои сапоги – “Пользуйтесь, ребята, все-таки царские”. – Шпионка-танцовщица Мата Хари послала целящимся в нее солдатам воздушный поцелуй: “Я готова, мальчики”. – Философ Иммануил Кант произнес: “Das ist gut” («это хорошо»). – Больная Анна Ахматова после укола камфоры: “Все-таки мне очень плохо!”. – Один из братьев-кинематографистов, 92-летний О. Люмьер: “Моя пленка кончается”. – Ибсен, пролежав несколько лет в параличе, привстав, сказал: “Напротив!” – и умер. …В предсмертные минуты богоборец Вольтер умолял своего врача: «Заклинаю вас: помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев; если же нет, то я пойду в ад, и вы последуете туда же»… (Есть и другое свидетельство о последних словах Вольтера – Пред своей смертью писатель и философ-атеист Вольтер вспомнил о Христе: «Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос!» …Язычник-царь Веспасиан, умерший через одиннадцать лет после Нейрона, прошептал: «Я думаю, что теперь я стану Богом!».

Примеры последних слов некоторых обычных людей

Далее приведем свидетельства о последних словах обычных людей, которые записал один из медицинских работников.
Из Интернет источника: «Коллекция последних слов умирающих от сотрудника реанимационной команды: 1. «…Помой смородинку, сынок, она только-только с огорода..» (А. 79 лет. Это была первая запись в моей тетрадке, первое, что я услышал, когда был еще санитаром. Я пошел помыть смородинку, а когда вернулся, бабушка уже умерла от инфаркта с тем же выражением лица, с каким я ее оставил). 2. «А он все-таки интеллектуальней тебя…». (В. 47 лет. Пожилая, очень богатая азербайджанка, которая закатила истерику, что хочет видеть своего сына. Им дали десять минут на разговор, и когда я пришел, чтобы выпроводить его из отделения, то услышал, как это было последним, что она ему сказала. После того, как он ушел, она достаточно злобно на всех смотрела, ни с кем не разговаривала, а еще через час умерла в результате остановки сердца) 3. «Уберите руки, вооруженная шайка! Вы же клялись мне в вечной дружбе!» (Г. 44 года. Это был какой-то старый еврей …. На первый день после операции, видимо после наркоза, признавался всем в любви, а на второй решил, что мы «злая шайка, которая переоделась в людей священной профессии». … Ругался целый день, и к вечеру, не переставая ругаться, умер) 4. «Я себе этой …ней уже раз пятьсот брызнул!» (Д. 66 лет. Какой-то слесарь, умер от приступа бронхиальной астмы, стоя передо мной. Это единственное, что он успел мне сказать, показывая флакон с ингалятором, расширяющий дыхательные пути. После чего рухнул на пол). 5. «Хочу домой» (И. 8 лет. Девочка, которая две недели после операции на печень говорила только два этих слова. Умерла на моем дежурстве). 6. «Я родственник Игоря Лангно» (Л. 28 лет. Он и был блондинистым прибалтийским парнем с тяжелейшим пороком сердца по имени Игорь Лангно). 7. «Лариса, Лара, Лариса…» (М. 45 лет. У М. был повторный обширный инфаркт миокарда. Он умирал и агонизировал три дня, все время, держась за обручальное кольцо пальцами другой руки и повторяя имя своей жены). 8. «Не стоять вам у моих холодных ног» (Н. 74 года. Эта бабка говорила всем, что они ей “чужие”. Свою последнюю фразу она сказала гордо и чуть злобно. Сказала мне во время ночного обхода, отказавшись от лечения. После этого она демонстративно отвернулась к стенке и заснула. Утром, ее обнаружили соседки по палате, умершую в этой позе. У ее холодных ног мне действительно стоять не пришлось). 9. «…Все?.. Да?.. Все?.. Все?.. Да?.. Все?.. Да?..» (Т. 56 лет. Этот больной … без разрешения встал…. В этот момент началась фибрилляция желудочков и он упал на пол. Мы, всей сменой, положили его на кровать. Началась остановка сердца, кто-то начал “качать”… Он, что трудно объяснить, оставался в сознании. На каждое нажатие груди, на выдохе, он выдавливал из себя один из этих вопросов. Ему никто не отвечал. Это продолжалось секунд десять)».
Также приводятся и другие примеры, которые мы не будем здесь приводить, т.к. последние слова некоторых людей являются набором бранных слов.
Конечно, эти свидетельства не раскрывают в полной мере нравственные состояния умирающих людей, но, тем не менее, можно заметить, как некоторые последние слова показывают страсти и пороки людей. Слышащий, да услышит!

О предсмертной молитве христиан и других людей

Как мы видели в примерах первого раздела, праведники и истинные христиане перед смертью помнили о Боге и усердно молились Ему. И это отличает смерть истинных христиан от смерти других людей.
Тихон Задонский (т.5, Размышления. Напутствия сл.10): ««Блаженны мертвые умирающие в Господе» (Откр.14,13). Тот умирает в Господе, кто в покаянии, и вере, и истинной молитве умирает».
Никон Оптинский (Житие иеромонаха Никона): «Как хорошо встретить смерть с молитвою! А для этого надо навыкнуть, пока здоровы».

В случае если сам человек уже не мог молиться, то молитвы читали ближние или священник.
Житие Моисея Оптинского (Преподобные старцы Оптиной Пустыни): «14 июня старец (Моисей), как бы в бреду, стал собираться в путь, говорил, чтобы все приготовили к отъезду, что ему здесь нечего делать, что останется здесь разве еще день. Приказал вынести из кельи свои одежды и вещи, исключая одну подушку и, говоря, что все это теперь уже не нужно. Потом приказал поместить перед собою на стене икону свт. Тихона Задонского, которая и стояла перед ним до кончины, последовавшей в день тезоименитства свт. Тихона. При его вере и надежде на милосердие Божие, в нем, в страшное время разлучения души от тела, не было заметно страха смерти, естественного каждому. Полный спокойствия и любви, он заботился только о братстве, вверенном его попечению. Иеромонаху Исаакию, который после смерти о. Моисея был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, умирающий много говорил о любви к Богу и ближнему, как бы предвидя в нем преемника своего и желая его приготовить к благодушному принятию и несению креста начальствования ради любви к ближнему. Через несколько времени дыхание умирающего стихло до того, что один из бывших там иеромонахов спросил: «Скончался?». Больной, не открывая глаз, едва слышно ответил на это: «Продолжайте». И продолжали чтение священнослужители один за другим. В десять часов старец легко вздохнул и весьма тихо и мирно предал Господу душу свою, в то самое время, когда очередной иеромонах читал конец шестнадцатой главы Евангелия от Матфея: «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф.16, 27-28)».
Также христиане просили своих родных и близких молиться о них.
Ефрем Сирин (Чувства умирающего): «При конце всякому предстоит праведный испытывающий Суд, и что буду делать? В трепет приводят меня прегрешения мои! Умоляйте о мне Благого Господа все вы, братия мои, чтобы бремя грехов моих не подавило меня в тот час. Вот идет ко мне Ангел смерти и внезапно хочет лишить меня общения со всеми мне близкими!».
Что касается неверующих или маловерующих людей, то опять таки, понятно, что они, как правило, не вспоминали о Боге или если вспоминали, то неумело.
Лука Крымский (Евангельское злато. Ст. Будьте детьми Божиими): «Как не похожа на упорный (молитвенный) подвиг (истинных христиан) порывистая, хотя бы даже слезная, молитва людей, обычно живущих без Бога и обращающихся к Нему с мольбой только тогда, когда внезапно постигнет их несчастье и горе. Знаем мы, что и неверующие в Бога и даже хулящие Его святое имя, когда их постигают тяжелые и неожиданные беды или грозит смертельная опасность, вспоминают о Боге и молят Его о помощи. Они воображают, будто можно сразу получить просимое. Но «течет ли из одного источника сладкая и горькая вода» (Иак. 3:11)? А сколько таких, из уст, которых течет только горькая, мерзкая вода: грязная ругань клевета, доносы, сплетни – помои текут из уст их. И этими же нечистыми устами творят они молитву, беседуют с Богом. О, уста зловонные! Услышит ли их Бог, сбудется ли над ними святое обетование Христово?».

О предсмертном причащении Тела и Крови Христовой и исповедании грехов

О том, что дает Причастие Святых Таин, знает каждый христианин, и поэтому скажем об этом кратко.
Никодим Святогорец (Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин, гл.2): «Ведь те, которые не питаются часто от этой духовной пищи (Причастия), конечно, умирают, хотя и кажется, что живут телесно. Однако душевно они мертвы, ибо удалились от духовной и истинной жизни, которую доставляет Святое Причастие».
Лука Крымский (Проповеди, т.1, «Примите, ядите…»): «О, как страшны и другие слова Христовы! “Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни” (Ин. 6, 53). Обязательно, обязательно для всех нас есть Плоть Его для того, чтобы иметь жизнь вечную. Обязательно, обязательно всякому есть Плоть Христову и пить Кровь Его для того, чтобы иметь жизнь в себе. Вы скажете: а что же те, которые не едят Тела Его и не пьют Крови Его, они разве не имеют жизни, разве умирают они? Да, живут они, имеют такую же жизнь, как и все живое. Но разве о такой жизни говорит Господь? Конечно, нет! Господь говорит о жизни вечной, о жизни в Боге. Вот этой жизни вечной не имеет никто из тех, кто не пьет Крови Его и не ест Тела Его. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56)».

О Причащении и исповедании грехов умирающими христианами

Как мы видели в первом разделе в многочисленных примерах и в подразделе: «Умирающие христиане исповедовались и причащались Святых Таин» христиане в случае приближения смерти всегда старались исповедаться и причаститься Святых Таин. Конечно, излишне говорить, что и во время своей жизни они также причащались и исповедовались.
А теперь приведем примеры о предсмертных исповедях и причастии христиан, живущих в миру, но не из христианских учений, а из исторических материалов.
А.П. Лаврин «1001 смерть»: «Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) – русский философ и публицист. …В начале апреля 1856 г. у Чаадаева началось недомогание, он жаловался на сильную слабость и отсутствие аппетита… Петр Яковлевич велел слуге пригласить священника Н.А. Сергиевского. Он любил беседовать с этим протоиереем, обладавшим, несмотря на молодость, обширными познаниями в богословии, философии, психологии, логике… Но не для философской беседы нужен ему теперь отец Николай. “Чаадаев встретил его словами о своей болезни, – пишет Свербеев. – Священник сказал, что до сего дня ожидал увидеть Петра Яковлевича в церкви и тревожился, не болен ли он; ныне же решился и сам навестить его и дома предложить ему всеисцеляющее врачество, необходимое для всех. «Все мы, – сказал он, истинно больны и лишь мнимо здоровы». Чаадаев сказал, что боится холеры и, главное, боится умереть от нее без покаяния; но что теперь он не готов исповедаться и причаститься… На другой день в великую субботу, после обеда, священник поспешил к больному. Чаадаев был гораздо слабее, но спокойнее, и ожидал святыню: исповедался…, удаляющемуся священнику сказал, что теперь он чувствует себя совсем здоровым…” После ухода священника, Петр Яковлевич приказал закладывать пролетку, а тем временем стал пить чай и заговорил с Шульцем о своих хлопотах за него перед Закревским (губернатором). Почувствовав за чаепитием внезапную слабость, он едва перешел из одной комнаты в другую, где его усадили на диван, а ноги положили на стул. Пульс уже почти совсем не бился, и приехавший доктор объявил хозяину дома, что жизнь его квартиранта подходит к концу. Когда врач уехал, Шульц, явившийся единственным свидетелем его последних минут, вошел к умирающему жильцу, продолжавшему несколько бессвязно говорить о его деле. Затем Петр Яковлевич заметил, что ему становится легче и что он должен одеться и выйти, так как прислуге необходимо сделать уборку к празднику. «Сказав, – пишет Жихарев (племянник Чаадаева. – А.Л.), – Чаадаев “повел губами (движение всегда ему бывшее обыкновенным), перевел взгляд с одной стороны на другую – и остановился. Присутствующий умолк, уважая молчание больного. Через несколько времени он взглянул на него и увидел остановившийся взгляд мертвеца. Прикоснулся к руке: рука была холодная. Умер Чаадаев 14 апреля 1856 г., когда до наступления Пасхи оставалось несколько часов».
А.П. Лаврин «1001 смерть»: «Паскаль Блез (1623-1662) – французский философ, писатель, математик и физик. Паскаль, столь много размышлявший о смерти, почувствовал ее приближение в феврале 1659 г., когда здоровье его сильно ухудшилось. Но Бог, в которого он так страстно верил, отпустил ему еще три года жизни. …В августе 1662 г. Паскаль окончательно слег в постель. Периодически он посылал за местным священником Берье и исповедывался ему, готовясь к смерти. Позднее Берье вспоминал: “Я восхищался терпением, скромностью, милосердием и великим самоотречением, которые замечал у месье Паскаля всякий раз при его посещении в последние шесть недель его болезни и жизни…” Понимая, что смерть все ближе и ближе подбирается к его постели, Паскаль составил завещание… Ожидая скорой смерти, Паскаль, по христианскому обычаю, пожелал причаститься, но поскольку причащение положено только умирающему, то врачи, еще верившие в благополучный исход болезни, воспротивились. Между тем, колики в животе продолжались, равно как и сильные головные боли, приводившие иногда к обмороку. Паскаль в последние дни жизни много размышлял о нравственном долге христианина, о милосердии. Широко известно его высказывание о том, что “все тела, небесная твердь, звезды, земля и ее царства не стоят самого ничтожного из умов, ибо он знает все это и самого себя, а тела не знают ничего. Но все тела, вместе взятые, и все, что они сотворили, не стоят единого порыва милосердия…” В соответствии со своими убеждениями Паскаль призывает к себе сестру Жильберту. «Прошу тебя, – говорит он, – найди какого-нибудь бедного больного, которому нужны такие же врачебные услуги, как и мне. Мне стыдно оттого, что за мной ухаживают лучшие врачи, а тысячи больных, которым много хуже, чем мне, лишены малейшего участия. Я бы хотел, чтобы рядом со мной был хотя бы один из этих несчастных». Сестра передает эту просьбу кюре Берье, но тот сообщает, что все больные в приходе в таком состоянии, что об их переносе не может быть и речи. «Тогда отвези меня в больницу, чтобы я мог умереть среди бедных». «Но тебя тоже нельзя сейчас перевозить. Когда тебе станет лучше, я выполню твою просьбу». Головные боли усиливаются, их невозможно вытерпеть. 17 августа Паскаль просит Жильберту позвать врачей для консилиума. Доктора с ученым видом отменяют предписанные ранее минеральные воды и назначают больному пить молочную сыворотку. Все это напоминало бы фарс, если б речь не шла о жизни и смерти. Паскаль с сомнением воспринимает очередной рецепт. Он боится того, что может умереть в любую минуту. Нужно, чтобы рядом с ним находился священник – ведь нельзя же умереть без причащения! Кюре Берье в отлучке, Жилберта приглашает другого священника, а пока готовит все необходимое для этого таинства. Поздней ночью Паскалю становится совсем плохо. Он не в силах сдержать крики и стоны, все тело сотрясают дикие конвульсии. Обессилев, он застывает на кровати столь неподвижно, что родные и домочадцы принимают его за умершего. Жильберта с болью смотрит на неподвижное лицо брата. Бедняга, он так и не причастился Святых Тайн. Но что это? Паскаль открывает глаза, он в ясном сознании! Очевидно, Бог решил вознаградить его. И в эту минуту, словно в театральной пьесе, появляется кюре Берье. Он протягивает умирающему причастие. «Вот Тот, к кому вы так стремились». Паскаль находит в себе силы приподняться и принять Святые Дары. На вопросы священника о таинствах веры он с глубоким благоговением отвечает: «Да, месье, я верю всему этому всем своим сердцем». Перед тем, как снова начались конвульсии, Паскаль успевает сказать: «Да не покинет меня Бог никогда». После этого он окончательно теряет сознание. Агония длится еще сутки. В ночь с 18 на 19 августа 1662 г. мучения Паскаля прекращаются навсегда».

Другие люди или не были крещенными, или никогда не исповедовались и не причащались, и иногда они или их близкие отказывались от Таинств и перед смертью

Что касается людей неверующих в Бога, то понятно, что они, как правило, никогда не очищали свою совесть покаянием и не причащались. Также есть множество случаев, когда умирающие отказывались от этих Таинств и при смерти. Сейчас приведем несколько таких примеров.
А.П. Лаврин «1001 смерть»: «Вольтер (псевдоним, настоящее имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – французский философ, писатель, историк. В мае последовало неожиданное обострение болезни. Троншен констатировал рак предстательной железы. 25 мая была признана неизбежность близкого смертельного исхода. Больной испытывал ужасные мучения. 30 числа его племянник аббат Миньо пригласил к умирающему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Они вошли в спальню. Вольтер не узнал или сделал вид, что не узнает их, но сказал: “Дайте мне умереть спокойно”. В одиннадцать часов вечера он обратился к стоявшему у его кровати слуге со словами: “Прощай, дорогой Морен, я умираю”. Вслед за этим наступил мгновенный конец».
А.П. Лаврин «1001 смерть»: «В 9 часов вечера накануне казни в каземат, где содержался Шмидт (русский революционер, морской офицер, один из руководителей Севастопольского восстания 1905 года), явился священник Бартенев. Шмидт исповедался, был сосредоточен и кроток. Не так держали себя со священником остальные приговоренные. Когда тот стал их утешать и делать ссылки на евангельское учение, они оборвали его и просили указать то место в Евангелии, где сказано, что человек может лишать жизни другого человека. Растерянный священник не знал, что ответить, и они попросили оставить их в покое».
Есть и примеры, когда умирающий уже не мог сообщить о своей воле – желает ли он исповедаться или причаститься – и его родственники принимали за него решение.
А.П. Лаврин «1001 смерть»: «Мане Эдуард (1832-1883) – французский художник-импрессионист. …Последние дни Мане, лежа в постели, страдал от фантомных болей в ампутированной ноге. “Лихорадка усиливается, – рассказывает Анри Перрюшо об агонии художника. – Временами Мане бредит. Иногда может показаться, что ему лучше. Он глядит на собравшихся вокруг друзей, родственников …. Но видит ли он их?… В воскресенье, 29-го начинается агония. К Мане поднимается аббат Юрель. Он сообщает Коэлла, что выполняет миссию, возложенную на него архиепископом парижским: этот последний сам предлагает соборовать Мане. Коэлла отвечает, что “не видит в этом необходимости”. Аббат настаивает, убеждает. “Если крестный даст понять, что хочет причащаться, – отвечает Коэлла, – тогда вы можете рассчитывать на меня. Я вас тут же предупрежу. Но о том, чтобы этот визит произошел без его ведома, не может быть и речи”. Агония – “чудовищно мучительная” – длится все воскресенье и большую часть понедельника. …Мане хрипит, тело сотрясают конвульсии. Только в понедельник в семь часов вечера с его уст слетает последний вздох. Он умирает на руках своего сына».
(А в отношении людей маловерующих будет сказано в главе о приготовлении к смерти перед смертью)

О внутренних различиях христиан и других людей в отношениях к смерти и жизни, влияющих на предсмертные состояния

О том, как люди относятся к смерти и как готовятся или не готовятся к ней, мы будем подробно говорить в следующей главе, а сейчас только кратко укажем на различия во внутренних расположениях относительно смерти у христиан и других людей, т.к. они во многом определяют предсмертные состояния людей.
К таким расположениям относится следующее: 1. вера и неверие в Бога, в бессмертие и Суд Божий, и 2. отношение к смерти и к этой жизни.

О вере и неверии в Бога и христианские истины

Конечно, разные предсмертные состояния христиан и других людей зависят от того, верит ли умирающий человек в Бога, в бессмертие души, в Суд Божий и т.д. Об этом уже кратко отмечалось в вышеприведенных подразделах: «Покой неверующей души от своего представления о том, что есть смерть» и «Покой от духовной смерти, наступившей еще при жизни» и будет подробно говориться в теме об отношениях людей к смерти.

Отношение к смерти христиан и других людей и приготовление к ней

Как известно, существуют неправое и правое отношение к смерти. Вначале приведем поучение о неправом.
Еп. Иоанн Шаховской (Апокалипсис малого греха, гл. Врата в жизнь): «К исходу из этого мира люди относятся по-разному. Есть окаменение пред лицом смерти, есть циническое отношение к ней; есть желание смерти – от уныния или отчаяния, когда призывает человек смерть, чувствуя страшную тяготу жизни; в этом состоянии он иногда сам накладывает на себя руки или хочет, чтобы его убили. Бывает состояние безразличия, когда человек принимает бездумно и жизнь, и смерть. Есть страх перед смертью, животная боязнь, достигающая иногда такой силы, что, находясь даже вне всякой видимой опасности для жизни, человек тягостно ожидает смерти, думает о ней, как об уничтожении своем».
Также существует и два христианских отношения к смерти
Еп. Иоанн Шаховской (Апокалипсис малого греха, гл. Врата в жизнь): «…иное отношение – покорное принятие смерти: полное сознание важности, ответственности и даже величия ее мгновения как перехода в высшую область бытия; и, наконец, последнее отношение – ангельская радость пред лицом смерти. Человек, знающий Царство Божие уже по опыту земной жизни, ждет с великой надеждой этого Царства Божия, блаженного упокоения духа своего в Боге после смерти тела. Не стремится он в иной мир против воли Божией, осознает ценность и земной жизни, но радостно ждет той минуты, когда воля Божия возьмет его в высший мир».
При последнем отношении происходит с христианами то, что мы читали в первом разделе из примеров о смерти праведников, когда истинные христиане помнили о смерти, готовились к смерти и желали ее. Напомним один из примеров об этом:
Житие Евстафия Сербского (Жития святых Дмитрия Ростовского, 4 января): «Немного лет правил святой Евстафий сербскою церковью: чрез семь лет после своего вступления на высокую кафедру он впал в болезнь и увидел приближение своей кончины. Находясь в предсмертной болезни, он не роптал, но с радостью ждал исхода из сего земного мира в обители небесные. Находясь тогда в своей архиепископии, в Жиче, он усердно готовился и молил Господа о даровании ему мирной кончины».
Итак, подведем краткий итог: праведник помнит, готовится и желает смерти, полу-христианин – то помнит, то забывает, и то пытается готовиться, а то даже и не пытается, и не желает смерти; неверующий и злой грешник– старается не помнить о смерти и не желает умирать. (Обо всем этом будем говорить подробно в следующих разделах)

Чувства при смерти из-за разлучения с миром и людьми

Следующей разницей предсмертных состояний является отношение человека к этой жизни и к родным людям.
В первом разделе, в подразделе: «О чувстве печали от расставания с этим миром и близкими людьми» говорилось о том, что у истинных христиан не было печали из-за расставания с этой жизнь и ее благами, а также не было сильной печали о расставании с близкими людьми». У людей же пристрастных к миру (это могут быть и христиане, и неверующие люди) есть и печаль от расставания с этим миром и с близкими людьми, и зачастую в сильной мере. В этом случае исход души может быть тяжелым.
Амвросий Оптинский (Письма монашествующим, п.275): «Скорбишь о преждевременной смерти племянника и о тяжко страдальческой кончине сестры твоей. Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в мире хорошо. … Преподобный Марк подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни…».
В общем же такие состояния можно охарактеризовать следующим образом:
Николай Сербский (Неделя 22 по Пятидесятнице): «Богачи умирают, вздыхая об этом свете, а бедняки – вздыхая о том».
Или можно сказать так: богатый мирским духом умирает «вздыхая об этом свете», а бедный мирским духом – «вздыхая о том», или неверующий и незнающий Бога умирает «вздыхая об этом свете», а истинный христианин – «вздыхая о том».
На этом закончим делать краткий обзор предсмертных состояний разных людей.

Комментирование запрещено