Глава 2: Печаль, связанная со смертью. Реакции людей на приближение смерти


2.2. О типичных реакциях разных людей на приближение их смерти, и что об этом говорит христианское учение

Как было уже сказано выше, помимо таинственных предуведомлений о скорой смерти, есть и естественные предуведомления, обусловленные определенными факторами, говорящими о скорой смерти человека, которые, как правило, помогают врачам (да и самим больным) сделать такой прогноз. В этом разделе мы будем говорить о реакциях на приближение смерти людей, имеющих неизлечимые смертельные заболевания.
Интернет-источник: «К заболеваниям, при которых радикальное лечение невозможно, относят: злокачественные новообразования в терминальной стадии (т.е. конечной стадии жизни, характеризующейся необратимым состоянием угасания функций организма), ВИЧ-инфекцию на стадии СПИДа, поздние стадии сердечной, почечной, дыхательной и печеночной недостаточности, тяжелые нервно-мышечные заболевания».
Но об этих болезнях и физиологических факторах, сопровождающих процесс умирания, мы не будем говорить, т.к. это чисто медицинский вопрос, а поговорим о возможных душевных состояниях людей узнавших, например, от врачей о том, что они больны раком в неоперабельной стадии.
Гнездилов А. В. (Путь на Голгофу): «Характеризуя наших пациентов, следует, прежде всего, иметь в виду, что мы брали под наблюдение больных с верифицированным онкодиагнозом, относящимся к 4-ой клинической группе, то есть тот контингент, от которого отступились и онкологи, и радиологи, и химиотерапевты. Фактически это были терминальные больные, которым была показана паллиативная терапия, берущая под контроль симптомы, но не имеющая целью излечить болезнь. Показаниями для поступления в хоспис служило наличие болевого синдрома, а также социальное неблагополучие — отсутствие ухаживающих за больным лиц или усталость, перенапряжение родственников».
У таких людей есть живое осознание смерти, которого нет у людей, умирающих внезапно или у здоровых людей.
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «Человек, внезапно попавший под машину, и за минуту до катастрофы не обладает психологией умирающего. В то же время пациент, узнающий о своем диагнозе и возможном прогнозе за пять лет до кончины, переживает свою смерть согласно всем психологическим закономерностям».
Но следует заметить, что практически все реакции (особенно начальные) смертельно больных людей во многом совпадают с реакциями людей, заболевших другими не смертельными заболеваниями. И именно поэтому многим из нас нужно внимательнее читать о типичных реакциях людей на приближение смерти, чтобы увидеть свои подобные реакции, а это значит познать себя и свои страсти, каяться в них и исправляться.

Врач и родные должны сказать смертельно больному о его скорой смерти

Но прежде рассмотрим вопрос: нужно ли говорить смертельно больному человеку, что он скоро умрет. Вначале кратко укажем на то, как отвечает на этот вопрос современная медицина.
А Ш. Тхостов (Осознание заболевания у онкобольных): «Одной из наиболее актуальных деонтологических проблем (или проблем этики медицинских работников), широко обсуждаемых в медицинской литературе, является проблема сообщения онкологическим больным их диагноза. Решая ее, можно столкнуться как с диаметрально противоположными точками зрения, так и с их компромиссным объединением в виде указания на индивидуальный подход…. Основным аргументом сторонников сообщения диагноза, если исключить немедицинские соображения, является то, что, по их мнению, неопределенность, в которой находится больной относительно своего заболевания, несоответствие получаемой информации и самочувствия влечет за собой высокую эмоциональную напряженность, тревожность, значительно усугубляющих его психический статус. …Другой крайней точкой зрения является тенденция ни при каких обстоятельствах не сообщать больному истинного диагноза с тем, чтобы уберечь его от травмирующего воздействия и на любой стадии заболевания оставить надежду на выздоровление. …Однако следует отметить, что ни один из этих подходов не является полностью убедительным и не объясняет всей феноменологии осознания болезни у онкологических больных».
Более мы не будем говорить об этой проблеме медиков в решении этого вопроса, а ответим на этот вопрос с позиции христианского учения. Оно однозначно говорит о том, что врач и родные не должны скрывать смертельного диагноза и четко определяет причину, почему умирающий должен знать о своей скорой смерти.
Никон Оптинский (Житие иеромонаха Никона): «Врач должен предупредить больного о приближении смерти».
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (12,8): «Сокрытие от пациента информации о тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного комфорта нередко лишает умирающего возможности сознательного приуготовления к кончине и духовного утешения, обретаемого через участие в Таинствах Церкви, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами».

О такой ошибке говорят многие Церковные служители.
Иннокентий Херсонский (Речь после совершения молебствия при открытии Общества киевских врачей): «…мне … довелось, и не раз, быть свидетелем, что происходит у одра умирающих и в целом доме оттого, что врачи скрывали опасность до последней минуты: больной в борьбе жизни со смертью; семейство в отчаянии; врача или нет уже, или он стоит в отдалении, как осужденный; все хотят, и никто не осмеливается сказать умирающему, что он – умирает! – А между тем необходимо произнести это роковое слово: еще не снята тяжесть грехов с души отходящего; еще не принято Таинственное напутие в жизнь вечную; не дано последнего благословения детям, не сделано распоряжения о доме и семействе… Что будет, если болящий отойдет, не приняв печати завета вечного и не дав скрепы завещанию временному?».
Поэтому некоторым из нас, которые возможно поступали также, необходимо исповедание такого греха.
Иоанн Крестьянкин (Опыт построения исповеди, 5-я заповедь блаженства): «Есть еще один вид греха – это когда родные и близкие скрывают от умирающих истинное положение, успокаивают их ложной надеждой – это вместо того, чтобы настроить умирающего принять Таинства Соборования, Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин. Кайтесь Господу, если по вашей вине кто-либо из близких или знакомых ушли в вечность, не напутствованные этими спасительными Таинствами или по невниманию крайнему к их положению на смертном одре, или по ложной боязни испугать смертью. Так могут поступать только люди, неверующие в жизнь за гробом. Очень страшно, если на вашей совести лежит такой грех крайнего немилосердия к ближнему».
Конечно, извещать смертельно больного человека о смерти следует очень осторожно, т.к. у разных людей есть свое отношение к смерти и неодинаковая степень готовности к ней. Так, намного легче сказать о скорой смерти христианину, например, имеющему память смертную и готовящемуся к смерти (примеры этому мы видели в материале о предуведомлениях о смерти); и очень тяжело сказать маловерующему человеку, которые всячески старается не думать о смерти и боится ее. Вот какой совет, например, дает современный подвижник для последних:
Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6, гл.2): «(Вопрос) Геронда, если человек умирает или имеет серьезную болезнь, правильно ли будет сказать ему правду? (Ответ) Это зависит от того, что он за человек. Иногда человек, больной раком, спрашивает меня: «Как ты думаешь, Геронда, я выживу или умру?» Если ты ему скажешь, что он умрёт, то он умрёт тут же, на твоих глазах — от расстройства. Если ему об этом не сказать, то он ободряется, относится к своей болезни без страха. «Дозрев», больной человек сам берёт на себя свой крест и находит силы преодолевать всё, что случается с ним после. А значит, он сможет прожить ещё несколько лет, помочь своей семье, подготовиться к смерти сам, а также дать возможность подготовить к этому своих родных. Конечно, я не говорю таким людям, что они проживут тысячу лет или что их болезнь — пустяк, но говорю им так: «По-человечески помочь тебе трудно. Конечно, для Бога нет ничего невозможного, Однако постарайся духовно привести себя в порядок»».
Да подаст Господь каждому из нас мудрости, если окажемся в подобной ситуации!
(О том, как вести себя со смертельно больными людьми, подробно будем говорить в разделе 3: «Приготовление к смерти, когда человек знает, что скоро умрет»)

Краткие замечания на современные исследования о реакциях людей на приближение смерти, которые будут приводиться в этом разделе

Итак, перейдем к вопросу, как обычно реагируют люди на приближение смерти, и вначале отметим несколько нюансов относительно материалов, используемых в этом разделе.
Во-первых, в нем будут приводиться христианские учения об отношении людей к смерти, причем в каждой реакции будут указаны определенные неправильные и правильные отношения к смерти, которые во многом способствуют тем или иным реакциям; а также будут использованы следующие исследования о поведении смертельно больных людей: 1. психолога, создательницы концепции психологической помощи умирающим больным Э. Кюблер-Росс, изложенные в книге «О смерти и умирании», 2. врача-психиатра, доктора медицинских наук, врача хосписа Гнездилова А. В., приведенные в работах «Психология и психотерапия потерь» и «Путь на Голгофу» и 3. некоторые Интернет – источники, в которых также приводятся отдельные наблюдения.
Во-вторых, на основании ранее изложенного материла в первом и втором разделе нашей темы мы уже точно знаем, что предсмертные чувства и поведение умирающих людей зависят от их веры в Бога, в бессмертие, в Суд Божий, от отношения к смерти и жизни и т.д. (и об этом мы также будем подробно говорить в главе об отношениях людей к смерти). Что касается материалов вышеупомянутых современных исследований, то в них говорится о реакциях разных людей и нет разграничения на верующих христиан и неверующих людей, хотя в некоторых примерах и есть указание на то, что человек верил в Бога. Но, в общем, по характеру реакций можно предположить, что многие люди были неверующими или маловерующими, и точно – не духовными подвижниками. Вот что об этом говорят сами исследователи:
Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании»: «Религиозные пациенты мало чем отличаются от нерелигиозных. Быть может, эту разницу трудно уловить потому, что мы не очень четко определяем понятие «религиозный человек». Здесь, однако, следует заметить, что нам встречалось очень мало по-настоящему религиозных людей, обладавших глубокой внутренней верой. Этих немногих очень поддерживала их вера, и в этом отношении их лучше всего сравнить с настоящими атеистами. Большинство пациентов занимают промежуточное положение между этими двумя категориями: у них есть некоторые формы религиозной веры, но этого не достаточно, чтобы облегчить их противоречия и страхи».
Но отметим, что другие исследователи говорят о разнице в реакциях верующих и неверующих людей.
Интернет – источник: «Психологические реакции на заболевание разнятся у глубоко верующих людей и воинствующих атеистов. Чаще первые более адекватно, психологически комфортно относятся к болезням, ведущим к смерти («Бог дал, Бог взял»). Вторые же нередко реагируют на появившуюся болезнь, которая может привести к утрате трудоспособности или даже к смерти, обидой. Они начинают искать виновников заболевания, создают вокруг себя враждебную обстановку и сами психологически неадекватно реагируют на все».
Что касается вопроса о том, какие должны быть реакции христиан, то об этом будет говориться в учениях святых отцов. Но еще раз обращаем внимание, что, к сожалению, многие христиане испытывают такие же чувства в отношении тех же предметов, что и неверующие или маловерующие люди. Также заметим, что некоторые люди, читая наблюдения исследователей о реакциях таких людей и учения святых отцов о том, как должны вести себя христиане и как вели себя святые, могут осудить маловерующих людей и подумать: «я, узнав о приближении своей смерти, не буду реагировать подобно неверующим или маловерующим людям». Такое мнение о себе является самомнением гордости, и поэтому если кто-то заметит подобное движение своей души, то пусть обратится к Господу с прошением о прощении своей горделивой души и укоряет себя за самоуверенность и осуждение.
В-третьих, в исследовании Э. Кюблер-Росс выделяется пять основных этапов восприятия смерти во время развития смертельных болезней: 1. отрицание; 2. гнев; 3. торговля; 4. депрессия; 5. смирение. Также она указывает, что все они могут сопровождаться еще одной реакцией – надеждой на выздоровление. Мы же назовем их не «этапами», а «реакциями», и также будем говорить о них. Но скажем и о других реакциях, которые не выделены отдельным этапом в ее исследованиях, но о них сказано, что они были и у умирающих людей, и у здоровых людей, если они задумывались о смерти или каким-либо образом сталкивались с ней. К этим реакциям относятся следующие чувства и желания, которые, как правило, относятся к страсти печали: потрясение, желание самоубийства, страх, сожаление, беспокойство и др.
Что касается очередности реакций, то исследователи говорят следующее:
Интернет – источники: 1. «Стадии могут видоизменяться или частично отсутствовать, протекать с разной скоростью, однако схема в целом позволяет понять, что переживает умирающий», 2. «Но не все люди проходят через эти стадии, и только некоторые проходят их именно в такой последовательности. На реакцию умирающего оказывают влияние многие факторы, это и культура, и религия, и личность, и собственная философия жизни, а так же продолжительность и характер заболевания. Одни испытывают гнев и депрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от боли и одиночества. Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальной последовательности стадий», 3. «Хотя большинство специалистов в области танатологии (учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках) принимают это деление, однако отмечают, что стадии не наступают с предсказуемой регулярностью и в определенном порядке. Более того, они являются обычной реакцией на любую потерю, не только на смерть. Умирающий человек редко следует четкой, ясно идентифицируемой схеме реакций»
В-четвертых, несмотря на то, что далее будут приводиться примеры из современных исследований, составитель этих бесед не согласен со многими объяснениями, которые в них приводятся. По моему мнению, в исследованиях ученых доступно изложены наблюдения поведения людей, которые, конечно же, являются истинными; и именно поэтому они приводятся в этих беседах, и огромная благодарность исследователям за их труды. Но что касается объяснений о причинах реакций людей и некоторых методов помощи смертельно больным людям (как впрочем, и психологической помощи вообще), то в данном аспекте они зачастую в корне отличаются от христианского учения, изложенного в творениях святых отцов. Приведу кратко несколько примеров: то что, например, у некоторых психологов, да и у неверующих в Бога людей, обозначается «трагедией» и «злом», по христианскому учению не является таковым. Так, смерть или какое-либо другое скорбное событие в мирском понимании считается злом, а в христианстве – они не является таковыми.
Иоанн Златоуст (т.3, ч.2, Слово о том, что кто сам себе не вредит…): «Многие, по своим погрешительным мнениям, считают вредным для нашего достоинства разное – одни бедность, другие телесную болезнь, иные потерю имения, другие злословие, иные смерть, и непрестанно о том сокрушаются и плачут, и, жалея испытывающих это, оплакивая их и поражаясь, говорят друг другу: «Какая беда случилась с таким-то – он вдруг лишился всего имения!» А иной говорит о другом: «Такой-то подвергся жестокой болезни, и посещающие его врачи отчаялись в его жизни!» Один сетует и плачет о заключенных в темнице, другой об изгнанных из отечества и отправленных в ссылку, иной о лишенных свободы, другой о похищенных врагами и взятых в плен, иной о потонувшем или сгоревшем, другой о задавленном обрушившимся зданием. … Подлинно, скажи мне, какой вред причинен достоинству человека тем, что он лишился всего имения, или что у него отняли все клеветники, разбойники, или домашние злодеи? …В чем состоит достоинство человека? Не в богатстве – так, чтобы тебе бояться бедности; не в телесном здоровье – так, чтобы страшиться болезни; не во мнении народном, – так, чтобы смотреть на худую молву; не в жизни пустой и бесцельной – так, чтобы для тебя была страшна смерть; и не в свободе – так, чтобы убегать рабства, – но в точном соблюдении истинного учения и в добродетельной жизни».
Василий Великий (Беседа 9): «…хотя смерть от Бога, однако же, без сомнения, смерть не зло; разве кто назовет злом смерть грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде. … Еще злом называем, что для нас трудно и болезненно для ощущения: телесную болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю родных. Между тем каждое из сих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас».

Или, например, многие люди считают, что желание жить является естественным для всех людей, а значит и естественно, что все люди боятся смерти и стараются всячески ее избежать. Также этим оправдывают различные страстные реакции, такие как: гнев, зависть, саможаление, депрессия и т.п. Христианское же учение также говорит о том, что желание жить естественно, но человек всегда должен смиренно принимать волю Божию, и в данном случае, о часе и способе смерти:
Феофан Затворник (Письма, п.22): «Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. Но настоящее в этом отношении расположение есть: «буди воля Божия!» Жить ли, умереть ли, да будет как Богу угодно».
Также христианин должен более любить будущую вечную жизнь с Богом и, конечно, желать ее. А тот, кто желает жить только в этом мире, глубоко заблуждается.
Киприан Карфагенский (Книга о смертности): «Желать как можно долее оставаться в мире свойственно только тому, кого увеселяет мир, кого лукавый и льстивый век влечет к себе обманчивыми прелестями земного наслаждения».
Также у неверующего или маловерующего человека и христианина есть различия в понимании страха смерти. Так:
Тихон Задонский (Плоть и дух, гл.1): «Плотскому человеку смерть страшна».
А христианин не должен отчаянно или малодушно бояться самой смерти, а должен иметь только спасительный страх смерти, который заключается в том, чтобы не грешить, помня Суд Божий.
Тем более что к христианским добродетелям и признакам христианского совершенства относятся:
Петр Дамаскин (Творения, кн.1, Исчисление добродетелей): «благое желание смерти, … презрение смерти».
Как видим, христианские истины и добродетели стоят выше естества и, как правило, непонятны неверующим или маловерующим людям.
Послание Ап. Павла 1 Коринфянам, 1, 18, 25: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков».
Феофан Затворник (Толкование на 1 Кор.1, 25): «(Крест) ввел учение о бессмертии души, о воскресении тел, о презрении настоящих благ и надежде благ будущих; он сделал людей ангелами; им все и везде стали любомудрыми и способными ко всякой добродетели» (святой Златоуст)».

На этом закончим краткие замечания по поводу современных исследований, и далее рассмотрим каждую возможную реакцию человека на известие о его скорой смерти.

Комментирование запрещено