Глава 2: Печаль, связанная со смертью. Реакции людей на приближение смерти


2.2.1. Первая реакция: потрясение, или шок, от неожиданного известия о твоей скорой смерти

Самой первой реакцией на известие о смертельной болезни, как правило, и у больных, и у их родных является потрясение, или шок.
Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании»: «Все наши пациенты реагировали на плохую новость почти одинаковым образом, типичным не только для новостей о фатальной болезни, но и вообще для человеческой реакции на сильный неожиданный стресс: шоком и недоверием. … В общем, первой реакцией пациента может стать временное потрясение, от которого он постепенно оправляется».
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «Шоковая фаза у родственника развивается зачастую раньше, чем у самого пациента, так как знание о диагнозе он получает первым».
(Но о реакциях близких людей мы не будем сейчас говорить, а поговорим об этом позже; хотя из примеров о реакциях смертельно больных людей уже можно будет увидеть, что близкие часто реагируют и ведут себя также)
Итак, удивление и шоковая реакция являются естественными на любое неожиданное известие или неожиданную ситуацию. Но, несмотря на этот факт, мы все же поговорим о шоке подробней. Выделим несколько моментов, на которые стоит обратить внимание, рассматривая вопрос о потрясении от сообщения о приближающейся смерти: во-первых – фактор неожиданности, во-вторых – какой силы может быть шок и каким образом он может проходить у разных людей, и, в-третьих, какова должна быть эта реакция у христиан и др.

Стадия получения информации, так называемая шоковая стадия, у неверующих или маловерующих людей в примерах современных исследований

Вначале рассмотрим примеры потрясения у смертельно больных людей при сообщении им смертельного диагноза, приведенные в современных исследованиях. Как правило, это были неверующие или маловерующие люди. И, к сожалению, то о чем будет идти речь далее, подходит не только неверующим и маловерующим людям, но и многим полу-христианам.

Для большинства людей известие о смертельной болезни, как правило, бывает неожиданным

Итак, для большинства людей смерть является неожиданным событием. И как мы отмечали выше в разделе ««Об известности и неизвестности смерти», смерти действительно свойственна неожиданность, но напомним, что в учениях святых отцов и в христианском понимании смерти обязательно говорится и об известности смерти. Сейчас мы приведем некоторые распространенные мнения людей о неожиданности смерти, взятые из различных Интернет – источников, и увидим, что знание о свойстве известности смерти является незначительным по сравнению с фактом неизвестности, и это порождает сильное потрясение:
«Смерть Ваша или Ваших близких всегда приходит неожиданно. Будь она завершением тяжкой и продолжительной болезни или же шальной пулей, адресованной (какому-то человеку)… она всегда неожиданна»;
«Знаем, что все мы смертны, но привыкнуть к этому никогда не сможем»;
«Смерть, как бы к ней ни готовились, является мощным стресс-фактором. Она всегда происходит неожиданно»;
«Ведь жизнь несправедлива, она любит преподносить жестокие сюрпризы. А смерть ещё более несправедлива и всегда приходит слишком рано, слишком неожиданно, слишком не во время»;
«Насколько близко есть понимание, что мы смертны, настолько же далеко понимание, что я умру. Это диаметрально противоположные вещи»;
«Мы ведь с вами прекрасно знаем, что смертны, но ведь каждый в душе уверен, что бессмертен, да, это кто-то умер, а я и мои близкие никогда…. Это с кем-то случилась беда, а меня пронесет…»;
«Я знаю, что все люди рано или поздно должны умереть, но когда дело дойдет до меня, я уж как-нибудь выкручусь. К тому времени, может быть, изобретут эликсир бессмертия или что-нибудь в этом роде». Иными словами: “Могут умереть все, кроме меня»;
«Смерть всегда неожиданна, потому что мы инстинктивно верим в жизнь» и др.
И вот как подобные мнения объясняют исследователи:
Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании»: «…смерть всегда была для человека отвратительной — и, похоже, останется такой в будущем. С точки зрения психиатра это вполне понятно и, вероятно, лучше всего объясняется основополагающим представлением о том, что наше подсознание считает собственную смерть совершенно невозможной. Оно, подсознание, просто не в силах представить себе прекращение своего существования на земле. Если нашей жизни и суждено оборваться, то такая гибель неизменно приписывается какому-то злонамеренному вмешательству со стороны. Говоря проще, наше подсознание в лучшем случае способно допустить, что нас убьют, но смерть от естественных причин или от старости остается непостижимой. Таким образом, смерть ассоциируется у людей со злодеянием, пугающей неожиданностью, чем-то таким, что само по себе призывает к возмездию и наказанию».
Далее мы еще скажем о неожиданности смерти и надежде на свое бессмертие подробнее, а сейчас только приведем следующие слова в ответ на подобные мнения:
Николай Сербский (Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви, 5.5.1): «Человек, каждый день видящий и слышащий, как умирают тысячи людей, но не думающий о своей собственной смерти, безрассуден. Человеку, который не думал о приближении смерти, но набивал зерном амбары на много лет вперед, Господь сказал: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил» (Лк.12:20)».

Результаты наблюдений исследований о том, что у разных людей потрясение может иметь разную силу и проходить по-разному

Известно, что всякая неожиданность нарушает привычное течение жизни и может быть причиной физического и душевного потрясения различной силы. И сейчас скажем о том, как люди могут переносить сообщение о приближении своей смерти.
Во-первых, психологи описывают, что происходит с человеком на физиологическом уровне в первые секунды, когда он узнает какую-то страшную для него новость.
Ушинский К.Д. (Опыт педагогической антропологии, т.2): «Услышав же безгранично страшную для него новость, человек не может двинуться с места, не испускает ни одного крика, из рук его выпадает и то, что он держал, нижняя челюсть опускается, мускулы дрожат, как быстро отпущенные струны, дыхание приостанавливается, сердце замирает, слова не идут с языка, слюна перестает отделяться, ощущается ослабление в желудке, кровообращение замедляется, лицо бледнеет, зеленеет, приобретает особенный, трупный оттенок, руки дрожат, колена подгибаются, все физические силы тела как будто скрываются из него!».
Также исследователи описывают поведение человека и говорят, что реакции могут быть: видимо спокойными или возбужденными в разной степени.
Интернет – источники: 1. «трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии клиента может ускоряться или останавливаться, пространство – сужаться», 2. «Первоначальной реакцией при переживании горя может быть шок, оцепенение, отрицание случившегося, неверие, ощущение нереальности происходящего. На лице отражается страдание и печаль. В некоторых случаях возможны гнев и обвинение».
Чуть позже мы увидим это на примерах, но вначале приведем некоторые описания шока в форме видимого спокойствия у людей, которым сообщили смертельный диагноз.
Интернет – источники: 1. «Для большинства людей диагноз оказывается настолько неожиданным, что первые часы или даже дни человек испытывает состояние шока, когда он не может осознать до конца, что случилось. Часто люди в этом состоянии действуют «на автомате», и кажется, что с ними все в порядке, так как они совершенно спокойны, но на самом деле это просто шоковое состояние. Часто за шоком приходит паника, когда человек испытывает всеобъемлющий страх, кажется, что в будущем все просто ужасно, и трудно поверить, что это происходит на самом деле», 2. «Шок. Первая реакция организма напоминает ступор: глаза широко открыты, при этом взгляд словно стеклянный, не замечающий реальности. Тело деревенеет, движения замедленные, возможно даже — с нечеткой координацией. Как ни странно, это такая форма заботы о себе: человек психологически «сбегает» из тела, выпадает из ужасающей действительности. Может показаться, что ему в этот момент никто не нужен, так как он словно не замечает окружающих и отвечает невпопад, но на самом деле это не так: ему очень нужно, чтобы рядом кто-то находился. При этом он не очень готов к осмысленному диалогу …. Такое состояние может длиться несколько часов, даже трое–четверо суток, и внимание близких в основном здесь сводится к бытовым моментам: напомнить, что надо попить-поесть, поспать, переодеться… (Например) Лена, 26 лет, ВИЧ-положительная: «Я хорошо помню, как сдавала кровь на анализ, как потом приехала за результатами. Но что было сразу после того, как я их просмотрела, — не знаю. Мне кажется, я очень долго сидела и просто смотрела на этот лист бумаги. Может даже, час…».
А теперь приведем описание шока в форме возбуждения.
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «Фаза шока. Сознание больного наполняется картиной неотвратимой гибели, и психическую боль этой стадии трудно определить в словах. «Всё оборвалось, сердце остановилось, я заледенел, информация ударила, как топор по голове, и т.д.» Понятие взрыва равносильно понятию психологической смерти, от которой не всем суждено оправиться. …(У некоторых людей может начинаться паника) Переживание паники наиболее болезненно, поскольку дезорганизует психику, гипертрофирует восприятие, нарушает оценочные аспекты сознания. Тяжесть шоковой фазы ложится не только на пациента, но также на родных и персонал, которые нередко вовлекаются в этот эмоциональный вихрь. Умирающий зовет на помощь, требует срочно что-нибудь сделать, чтобы удержать жизнь, мечется, рыдает, проклинает…».
Во-вторых, психологи говорят, что реакция человека на сообщение о смертельной болезни зависит от темперамента, эмоциональности, возраста, способности переносить боль, мировоззрения и других личностных характеристик.
Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании»: «Многое зависит от того, как пациенту сообщают диагноз, сколько времени ему нужно, чтобы свыкнуться с мыслью о неизбежном, и насколько жизнь подготовила его к стрессовым обстоятельствам. …Мы обнаружили также, что больные воспринимают подобные вести по-разному, в зависимости от склада характера и образа жизни. Пациенты, для которых отрицание служит основной формой защиты, пользуются им намного чаще других. С другой стороны, те, кто в прошлом привык открыто встречать тяжелые обстоятельства, обычно ведет себя так же и по отношению к угрозе смерти».
Интернет – источник: «На восприятие диагноза и прогноза влияют многие факторы: религиозность, возраст, длительность заболевания, культурные традиции, воспитание, окружение и др. а) Возраст. Чем старше умирающий человек, тем естественнее воспринимается его смерть. Когда умирает старый человек, проживший длинную жизнь, его смерть, чаще всего, ожидаема, принимаема и понимаема. Самими пожилыми людьми смерть, как правило, воспринимается как часть жизненного цикла. Чем моложе человек, тем драматичнее и неестественнее кажется его смертельное заболевание. Особенно тяжелыми переживаниями сопровождается смерть детей, воспринимаемая как несправедливая трагедия. б) Длительность и тяжесть заболевания. Чем дольше и тяжелее болеет человек, тем легче воспринимается сообщение о приближающейся смерти. Если сообщение о диагнозе застает человека недавно и не сильно заболевшего, то реакция всегда бывает очень бурной. в) Культурные традиции. Известие о скорой смерти всегда обращает человека к вечным, глубоким, основополагающим вопросам бытия. Важно знать, как воспитывался человек, какое отношение к жизни и смерти было заложено в его детстве. г) Завершенность. Переживания умирающего зависят и от того, как он прожил свою жизнь: в полную ли силу, не испытывает ли он сожалений? Осуществил ли свои надежды и мечты? Была ли его жизнь целенаправленной? д) Семья и близкие. Последний период жизни будет зависеть и от того, находятся ли рядом с больным его близкие и какие с ними сложились отношения».
(О том, что говорит христианское учение о причинах реакций, скажем чуть позже)
Далее приведем наблюдения исследователей о том, как проходит потрясение, или шок у некоторых типов личности.
1. В исследованиях приводятся следующие наблюдения о реакции человека с шизоидным типом личности (т.е. человек «характеризуется внутренней оторванностью от внешнего мира, отсутствием внутренней последовательности во всей психике; это странные и непонятные люди, от которых не знаешь, чего ждать, они холодны к другим и очень ранимы сами. Шизоид игнорирует то, что не соответствует его представлениям, свои требования строит независимо от реальности, у него своя логика, и это сказывается на его мышлении, которое носит индивидуальный, иногда очень оригинальный характер; он замкнут, раздражителен, избегает общения» (Интернет – источник). Что касается явно выраженных страстей такого типа людей, то называются следующие страсти: «страсть гордости, эмоциональная холодность, отчуждённость, неконтактность. Может быть внутренняя жизнь, отсутствие любви, занятость собой» (Интернет- источник)).
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «(Больной) недомогание почувствовал год назад. Стал ощущать слабость, усталость, сильно кашлял. В один день решил и бросил курить. К врачам долго не обращался. Когда, наконец, обследовался, ему предложили лечь в онкостационар, он отказался. Снова пришел к врачу, когда стала «болеть спина» и появилось кровохаркание. Решил спросить прямо, что у него. Получил уклончивый ответ, но понял, что «рак» и что оперироваться поздно. Страха, по его словам не испытал, но стало «пусто на душе»…. (Общие наблюдения) Типичность описанного случая явно не исчерпывает всех особенностей группы шизоидов… Шоковый период в данной группе бывает довольно тяжелым и непредсказуемым в силу замкнутости внутреннего мира пациента. Разброс картин шоковой реакции очень велик – иногда полученная от врача информация может вообще не задеть пациента, так как у него «свои» представления и «своя» логика жизни. … Стоит особенно подчеркнуть, что у больного шизоидной группы в стадии шока возникает не столько страх смерти, сколько, в связи с крушением его мира, необходимость осмысления собственного поражения».
2. Далее рассматривается так называемые синтонные, или циклоидные больные (которые «характеризуются многократной сменой периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, тоскливости, пониженной работоспособности. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым» (Интернет – источник). Об явно выраженных страстях этого типа сказано: «гордость, уныние, тщеславие. Сменяемость фаз – всё короче фазы эйфории и всё длиннее фазы депрессии. Отсутствие нравственных ориентиров, подмена их настроениями» (Интернет – источник)).
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «Шоковая реакция на информацию о заболевании была довольно сильной. (Рассказ пациентки) «Доктор сказал, что опухоль. У меня закружилась голова. Поняла, что все кончено. Если б не было рядом дочери, наверно, не смогла бы идти. Страшно было целый день. Казалось, что вот-вот умру. Представляла, как внутри меня «ползет рак». Заснула только со снотворным. На следующий день стало легче. Подумала, что хоть смерть и близка, но сейчас я жива и ничего особенно не болит» … (Общие наблюдения) Первая шоковая реакция от полученной информации проявлялась довольно сильной тревогой и страхом, тем не менее, ее период не затягивался и нередко больной успокаивался мыслью, что смерть возможна, близка, «но сейчас я жив» … Для циклоида в период шока важно присутствие людей. Близкий человек разделяет информационный удар о диагнозе и прогнозе, и удар на двоих менее тяжел».
3. Затем приводятся результаты наблюдений над больными с преимущественно тревожно-мнительными чертами, так называемыми «психастениками» (для них «характерны крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям, их терзает страх за себя, за родных, для уменьшения тревоги и страхов они выполняют общепринятые суеверия, вырабатывают свои приметы и ритуалы действий по «защите себя от несчастий»» (Интернет – источник). По описанию этого типа людей можно выделить явно выраженные страсти – печаль и мнительность).
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «(Рассказ пациентки) «Правда чуть меня не убила, хотя я и ожидала ее. С трудом вернулась домой и три дня «выла», запершись в комнате. Хорошо, что была одна, а то бы отправили в психиатрическую больницу». С этого времени потеряла сон. Возникли навязчивые мысли о смерти. «Представляла, как буду умирать, лежать в гробу»… (Общие наблюдения) Период шока порождает у психастеников немыслимый ужас. Если реакция страха иногда может иметь позитивный характер, мобилизуя личность, то состояние ужаса полностью парализует психическую жизнь больного. Люди не могут овладеть собой, порой совершая при этом самые нелепые поступки. Так, один больной в течение недели метался то в Москву, то обратно, не в силах справиться с охватившим его аффектом. Второй пытался немедленно покончить с собой. Третий потерял речь, и долгое время не мог говорить. Другие больные отмечали свою первичную реакцию на информацию как оглушение от удара. Следует сказать, что у некоторых больных отмечалось предынфарктное состояние».
4. Следующий тип личности – «истероидный» («отличается эгоцентризмом, стремлением во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Представители этого типа любят выслушивать только похвалу в свой адрес, часто претендуя на роль лидера. Однако чувства их неглубоки, воля ослаблена, авторитет невысок, тем более что они склонны к патологическому фантазированию и лжи. Во всех поступках такого типа наблюдается явная наигранность, неестественность, и позёрство» (Интернет – источник). Невооруженным глазом видно, что главные страсти таких людей – гордость и тщеславие).
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «(Пациентка) по характеру общительная, жизнерадостная. Окружающие считают ее «яркой личностью» со многими талантами, из которых наиболее значимый «умение быть красивой при всех обстоятельствах жизни» … Известие о диагнозе перенесла стоически, решила, что «быть амазонкой» (после удаления груди), это значит «остаться в седле» и «бороться, пока хватит сил». Однако, когда ей предложили через некоторое время (сделать вторую операцию) почувствовала себя «на краю пропасти». Это ощущение «высоты, с которой можно упасть» осталось с ней навсегда. В тот момент, когда оно пришло, К. выходила из кабинета врача, держась за стену и избегая подходить к окнам: «Казалось, что могу “выпасть”». Однако справилась и с этим наваждением…. (Общие наблюдения) В период шока первоначальная информация вызывала часто явно шоковые реакции, у больных проявлялась симптоматика ступора или субступорных состояний, а также явления «фуги». Характерна оценка их поведения по описанию близких: больной как бы слышит то, что ему сказали, но по выходу из кабинета врача долго не может отвечать, словно продолжает не слышать. Другой вариант: в ответ на нежелательную информацию больная внезапно начала смеяться, смех до икоты. Третий вариант реакции: больная стала рыдать, бесконечно повторяя: «Мама, мамочка, где моя мама?» Часть больных отмечали обмороки, у некоторых отказывали ноги, их приходилось вести к родственникам».
5. И последний рассматриваемый тип – «эпилептоидный» (для таких людей «характерна крайняя раздражительность, нетерпимость к мнению окружающих, совершенно не выносят возражений, замечаний, в семье часто тираны, легко впадают в гнев, не могут сдержаться, выражают свой гнев в бранных словах, рукоприкладстве, теряя порой контроль над собственными действиями до полной невменяемости» (Интернет – источник). Опять таки, достаточно четко видны главные страсти – гнев и гордость).
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «Когда (у пациента) обнаружились метастазы в печени и явления асцита, «понял все по глазам родных». В течение недели не вставал с постели, отказывался от еды и не отвечал на вопросы близких. Заявил, что хотел бы умереть сразу (быстро) … (Общие наблюдения) Шоковая реакция развивается не сразу, но зато длится долго, поскольку пациенты часто обладают выраженными тормозными реакциями (тугодумы). Восприятие на вербальном уровне опережает эмоциональную сферу. Зато аффект, охватывающий больного, носит брутальный характер, чаще всего это реакция страха, но он может замещаться агрессией и аутоагрессией (агрессией на себя). Реакция страха довольно отчетливо выявляет две стадии – парализующую и мобилизующую. Больные рассказывают, что над ними «меркнет небо, солнце». Затем появляются вопросы: «Почему?», «Откуда?», «Как «ударил этот «камень»?»».
Итак, рассмотрев некоторые реакции, заметим, что хотя их описание является кратким и общим, все же нам достаточно этого материала, чтобы увидеть, как тяжело реагируют обычные страстные люди, узнающие о приближении своей смерти. Также такого рода наблюдения на основе типов людей поможет при дельнейшем рассмотрении вопроса о том, как стоит сообщать родным людям об их смертельной болезни.
Далее для того, чтобы полно разобрать вопрос о первой реакции на известие о скорой смерти, необходимо рассмотреть причины потрясения с христианской точки зрения, а также как должен реагировать христианин в таких ситуациях.

Некоторые причины потрясения людей на известия о приближении смерти

Вначале заметим, что реакции людей на смерть вообще, а не только на приближение смерти, зависят от нескольких факторов: от веры в Бога и бессмертие души, от веры в Суд Божий и от пристрастия к этой жизни. Они же являются причинами или страха смерти, или нежелания людей умирать, или неготовности к смерти и т.д.
В выше рассматриваемом разделе «Для большинства людей известие о смертельной болезни, как правило, бывает неожиданным» четко сформулировано следующее мнение людей: мы знаем, что есть смерть, но не хотим в нее верить, и ее приход всегда неожидан. Подобное мнение – это парадокс грешного человека, который знает о неизбежности своей смерти, видит ее вокруг и не хочет верить в свою смерть, делая вид, что его это не касается. Поэтому далее опять-таки скажем о факторе неожиданности смерти и о некоторых причинах потрясения у людей при приближении своей смерти, а чуть позже скажем о нежелании людей верить в свою смерть. Сразу отметим, что вопросы о чувстве неожиданности при приближении смерти и о нежелании смерти относятся к следующим вопросам: отношение людей к смерти и приготовление к ней. К ним также относятся вопросы: страх или отсутствие страха смерти, желание жить и др. (об этих и других вопросах мы будем говорить и сейчас, и позже).

О синонимах слова «неожиданный», помогающих увидеть, причины, почему люди испытывают потрясения при известии о приближении смерти

Кратко напомним, о чем было сказано в начале этой главы при рассмотрении вопроса «Об известности и неизвестности смерти». В них говорилось, что ожидаемой она является потому что каждый человек должен умереть и известной она является по причине знания, что есть смерть и от опыта, как частого соприкосновения человека со смертью, которая постигает других людей. Неожиданной или неизвестной смерть бывает по причине того, что человек не знает где, когда, и каким образом он умрет.
Тихон Задонский (Плоть и дух, Христианская обязанность, гл.33): «Смерть нам известна, и неизвестна: известна потому, что непременно умрем; неизвестна потому, что когда умрем, не знаем…. Помни, что бесчисленным случаям смертным подлежишь, а когда умрешь неизвестно — это суд Божий сокрыл».
В разделе «Для большинства людей известие о смертельной болезни, как правило, бывает неожиданным» мы наблюдали следующее отношение к смерти:
Игнатий Брянчанинов (Приношение современному монашеству, гл.34): «Очень верно выражают свое обольщение люди века сего, обыкновенно называя смерть неожиданным, бедствием, в каком бы возрасте ни постигла она их родственников и друзей».
В вопросе о неожиданности смерти следует рассматривать два аспекта понятия «неожиданность»: неожиданность как событие или обстоятельство (и смерть непосредственно к этому относится) и чувство неожиданности, которое человек испытывает при приближении смерти. Далее рассмотрим второй аспект.
Итак, вполне естественно, если человек, получающий известие о своей скорой смерти, испытывает чувство неожиданности. Тем более что чувство неожиданности бывает и во многих других ситуациях, т.к. опыт каждого человека говорит о том, жизнь не представляет собой совершенно ровный и хорошо организованный процесс, и в ней часто случается что-нибудь неожиданное. Но, несмотря на то, что чувство неожиданности и сами неожиданные события являются естественными, мы все же поговорим о чувстве неожиданности при известии о приближении смерти. Для этого кратко рассмотрим само слово «неожиданный» и его некоторые синонимы; и хотя они как будто имеют одно значение, но все же они показывают разные нюансы отношения людей к своей смерти, которые к тому же взаимосвязаны.
1. «Неожиданный», как синоним слов «внезапно» или «скоропостижный».
Как известно, наравне со смертью, происходящей после болезни, есть и внезапная или скоропостижная смерть. Данное значение не соответствует рассматриваемому нами вопросу (о внезапной смерти мы будем говорить в главе о приготовлении к смерти не перед смертью), т.к. при болезни, когда поставлен смертельный диагноз, смерть не может быть внезапной, а тем более неожиданной.
2. «Неожиданность» – «то, чего не ждали» или «нежданный».
Позже мы рассмотрим вопрос о том, что истинные христиане ждали смерть и желали ее, тем более что такое расположение ума и сердца является христианской обязанностью.
Но пристрастные к миру, неверующие или мловерующие люди, как правило, не ждут и не желают смерти. Зная о таком настроении грешных людей, святые отцы советуют:
Дмитрий Ростовский (Слово на поминовение И.С. Грибоедова…): «О, сколь неизвестен час смерти! Хорошо советует кто-то: ты не знаешь, на каком месте ожидает тебя смерть, и потому ожидай ее на всяком, месте. Не знаешь, в какой день и час умрешь, будь же готов к смерти каждый день и каждый час».
А у нас, обольщенных грехом, получается: «Неизвестно, на каком месте тебя ожидает смерть, и потому – и ты не ожидай ее». Прости нас, Господи, и помоги!
3. «Неожиданный» – «не готовый принять или встретить».
Это и предыдущее значение хорошо показывают причины потрясения при известии о приближении смерти: не ожидание смерти и не готовность к ней.
Игнатий Брянчанинов (Приношение современному монашеству, гл.34): «И для дряхлого старца, обремененного летами и недугами, давно склонившегося во гроб, но не думавшего о смерти, удалявшего от себя всякое напоминание о ней, она – неожиданное бедствие. В полном смысле она – бедствие для всех, не приготовившихся к ней. Напротив того, «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими», трезвящимися, правильно смотрящими на земную жизнь, помнящими смерть и готовящимися к ней как к могущей прийти при всяком возрасте и при всяком состоянии здоровья (Лк. 12: 37-39)».
4. «Неожиданный» – «такой, который не соответствует ожиданию».
При известии о приближающейся смерти у человека появляется недоумение, т.к. то, что ему говорят, не соответствует тому, что он представлял о своей смерти и то, чего ожидал, а именно: человеку представлялось, что смерть где-то далеко или она его не касается, а, следовательно, он ее и не ожидал.
Феофан Затворник (Мысли на каждый день года. Неделя 25-я по Пятидесятнице): «…никто не думает сейчас умереть, а полагает, что проживет день-другой; хоть и не определяет срока, а все уверен, что смерть еще впереди. Оттого и беда видится все еще впереди. Беда впереди — и соображения на случай беды отлагаются на будущее время».
Как правило, в данном случае человек испытывает и чувство обмана, т.к. его надежды и ожидания, связанные с этой земной жизнью, не сбылись, и поэтому говорится:
Нил Синайский (К досточтимейшей Магне…, гл.17): «…конец человеческого упования лжив; оно полагается на представляющееся основательным и справедливо обманывается в ожидании, необычайное признавая невозможным, а обычное признавая твердым…».
Кстати сказать, таким же является плод греха и бесовского обольщения.
5. Далее кратко отметим некоторые нюансы, связанные со словом «неожиданный» и его синонимами.
Есть неуместность употребления слова «неожиданный» в некоторых ситуациях, например: когда человек (или его близкие) до известия о смертельном диагнозе предполагает, что у него смертельная болезнь, то говорить о полной неожиданности не совсем уместно.
А Ш. Тхостов (Осознание заболевания у онкобольных): «При тщательном опросе 50 больных (один из исследователей) установил, что только 4 человека при поступлении в клинику не знали своего диагноза. Остальные были хорошо информированы, но избегали говорить о болезни. Большинство из них пришли к соответствующим выводам самостоятельно на основе диагностических процедур. Тот факт, что такое большое количество больных знали свой диагноз, противоречит представлению об анозогностичности (безболезненном знании), однако то, что они избегали активно обсуждать свое заболевание и не пытались пополнить или проверить свои знания, полученные самостоятельно, и, очевидно, недостаточно полные, не очень хорошо согласуется с тем, что неопределенность (о своей смертельной болезни) автоматически приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям».
Кстати, приведем пример, где описано поведения в таких ситуациях.
Гнездилов А. В. (Психология и психотерапия потерь): «Больные иногда вообще не задают персоналу вопросов о заболевании. Они сами догадываются о диагнозе и прогнозе. Но возможна и попытка «прощупать» почву. Одна больная, разговаривая с доктором хосписа, провоцируя ускорение процесса беседы, заявила: «Представьте, доктор, вокруг одни раковые больные». Не получив ответа, поспешила перевести разговор на другую тему. Даже когда больной все-таки утверждает, что хочет правды, не торопитесь ему верить, чаще он хочет услышать подтверждение собственной интерпретации событий, он ждет этой успокаивающей псевдоинформации».
В данном случае речь может идти о таком значении «неожиданный», как «не готовый принять» правду или «такой, который не соответствует ожиданию», т.к. здесь речь идет о том, что человек предполагая или точно зная, надеялся, что этого не произойдет. В случае же если человек даже и не подозревал о своей смертельной болезни, то здесь уместно говорить об обстоятельстве неожиданности.
Есть также и другие синонимы «неожиданности», например, «не планируемый». В данном случае, конечно, неуместно планирование смерти, да и любое неожиданное событие нарушает планы человека, и приход смерти не является исключением. Здесь уместнее говорить о таком распространенном среди людей не планировании жизни без учета памяти о смерти, о чем говорится в Святом Писании: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо, что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»» (Иак.4,13-15)».
На этом окончим краткий разбор понятия «неожиданная смерть» и перейдем к рассмотрению некоторых причин, почему люди испытывают потрясение при приближении смерти.

Потрясения от известия о скорой смерти зависят от отношения человека к смерти и к настоящей жизни, а также от его приготовления или не приготовления к смерти

В разделе «Результаты наблюдений исследований о том, что у разных людей потрясение может иметь разную силу и проходить по-разному» мы видели, как некоторые типы людей, а лучше сказать – некоторые страсти души, тяжело реагируют на известие о приближении смерти. Христианское учение также согласно с ранее названными факторами, от которых зависят реакции людей на известие о смертельной болезни (а это – возраст, длительность и тяжесть заболевания, тип личности и др.). Но более всего реакция на приближение смерти зависит от отношения человека к смерти и от меры приготовления к ней. Следует знать, что реакция шок, как сильное потрясение, всегда является реакцией, четко говорящей о не приготовлении человека к смерти и о его неправильном отношении к ней. Этим вопросам будет посвящена отдельная глава, и также мы увидим, что эти же причины будут проходить четкой линией через все последующие реакции. А сейчас только отметим несколько причин, и укажем связь первой реакции с отношением людей к смерти.
Большинство людей представляют смерть, как великое несчастье, к тому же, как было сказано, неожиданное.
Филарет Дроздов (т.4. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы): «(смерть) представляется мрачною, то есть, страшною или печальною»,
И поэтому многие люди боятся ее (о страхе смерти мы будем говорить подробно позже). Отвечая на такое отношение к смерти, святые отцы указывают, во-первых, что смерть – это естественный процесс:
Феофан Затворник (Собрание писем, п.1348): «(Смерть) это не неожиданное несчастье, а общий всех нас удел».
Георгий Задонский (Письма, п.3,58): «Смертные на то и рождены, чтобы умереть».
Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, О смерти): «Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания? Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным. Это однажды определено и узаконено».

Такое понимание смерти, как природного процесса является естественным и может быть и у неверующего человека. Оно, кстати, и помогает многим людям смириться с фактом своей смерти. Христиане же должны воспринимать смерть не только как естественный процесс, но и как:
Феофан Затворник (Письма, п.159): «…дверь в лучшую жизнь».
Киприан Карфагенский (Слово о смертности): «…чрез временную смерть мы переходим к бессмертию, и вечная жизнь не иначе может настать для нас, как по исшествии нашем отселе. Да это и не есть исшествие, а только переход, или переселение в вечность, по окончании временного пути».
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, §513): «…видят (рабы Христовы), что как всем, так и им, как смертным, следует отдать долг естеству смертному, однажды умереть и от сего мира к будущему перейти веку, и явиться лицу Божию, и, помышляя о часе том, готовятся к исходу. Еще видят там, что плоть погребается в земле и истлевает, но в последний день, когда Бог благоволит, снова с душою соединится и в новый, прекрасный, нетленный, бессмертный облечется вид, и процветет, как лилия, и ожидают без сомнения прекрасной той весны».

Далее приведем цитаты из учений святых отцов, в которых кратко обозначены отношение разных людей к смерти:
Антоний Великий (Добротолюбие, т.1, 170 глав, гл.49): «Смерть для людей, кои понимают ее, есть бессмертие; а для простецов, не понимающих ее, есть смерть».
Ефрем Сирин (На кончину иерея): «Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние».

И конечно, первые не будут испытывать тягостных чувств при известии о своей скорой смерти, а последние – могут мучаться.
Также нельзя не сказать о том, что некоторые неверующие или маловерующие люди могут воспринимать известие о своей скорой смерти, например, с безразличием или с пренебрежением, и тогда потрясения может не быть или быть несильным и недолгим. Конечно, все эти реакции нельзя назвать христианскими. Далее приведем одно поучение, в котором говорится об отношении разных людей к смерти, а значит, у них будет и разные по силе реакции на известие о скорой смерти.
Еп. Иоанн Шаховской (Апокалипсис малого греха, гл. Врата в жизнь): «К исходу из этого мира люди относятся по-разному. Есть окаменение пред лицом смерти, есть циническое отношение к ней; есть желание смерти – от уныния или отчаяния, когда призывает человек смерть, чувствуя страшную тяготу жизни; в этом состоянии он иногда сам накладывает на себя руки или хочет, чтобы его убили. Бывает состояние безразличия, когда человек принимает бездумно и жизнь, и смерть. Есть страх перед смертью, животная боязнь, достигающая иногда такой силы, что, находясь даже вне всякой видимой опасности для жизни, человек тягостно ожидает смерти, думает о ней, как об уничтожении своем…».
Также потрясение происходит от несмирения человека перед волей Божией (но об этом мы подробно скажем рассмотрении вопроса о реакции «гнев», т.к. на этой стадии часто проявляется гнев и ропот на Бога о том, что Он послал человеку смерть).
Следующей причиной, почему человек может испытывать шок при приближении смерти, является то, что он не желал помнить и думать о смерти, когда она была еще далеко, и ее приближение заставляет его думать о том, от чего он прятался всю свою жизнь. Известно, что если человек боится и ожидает чего-нибудь неприятного для него, то он старается не ждать, не думать об этом, т.е. всячески старается избежать волнений. Так и в этом случае у грешного человека существует мнение о том, что смерть – это зло для него, и он ее боится.
Иоанн Шаховской (Беседы с русским народом): «…часто бывает и окамененное нечувствие и не только боязнь смерти, но и боязнь даже думать о ней».
Забвение же о смерти может быть от беспечности относительно смерти, а может быть от страха смерти. Но независимо от того, почему человек не помнит о смерти, ее приближение почти всегда вызывает потрясение.
Также примечательно, что, находясь в забвении о своей смерти, человек как бы думает, обманывая себя: «если я не буду думать о смерти, то она и не наступит или наступит, когда я захочу», и тем самым он старается ее избежать. Но забвение человека о смерти и его самообман не изменяет ни часа его смерти, ни ее сути.
Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, неделя 20 по Пятидесятнице): «Непамятование о (смерти) не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него».
Но грешного человека этот факт не смущает, и он продолжает находиться в состоянии забвения и самообмана, и тем более не подозревает, что это – грех.
Ефрем Сирин (Слово о братьях, почивших во Христе): «…тягостнее всего, что добровольно и с ведением грешим и обманываем сами себя. Потому и не найдем никакого себе снисхождения у Бога, ибо не по неведению, но с ведением вдаемся в обман; слышим Божественные Писания, и хвалимся, что слышали, но не исполняем сказанного в них».
К сожалению, такое отношение к смерти и забвение о ней бывает не только у неверующих людей, но и у христиан. Почему же так происходит? Потому что они также могут продолжать находиться в тайном обольщении сердца, выраженном в представлении смерти, как чего-то страшного, в нежелании умирать и т.д.
Также под влиянием страха смерти и забвения о ней люди внутренне не готовятся к смерти, и этот факт приводит к потрясению при приближении смерти.
Неверующие или маловерующие люди не знают, что к смерти необходимо внутреннее готовиться. Некоторые из них могут готовиться только внешне, например: приготовить одежду, в которой их надо похоронить, сделать завещание, указать место, где их хоронить и т.п.
Что касается христиан, то большинство из них знает, что к смерти надо внутренне готовиться, но, к сожалению, как правило, откладывают это из года в год, то поэтому остаются неготовыми.
Дмитрий Ростовский (Летопись…, События в 6 стол. 4 тысячелетия): «Наше приготовление к смерти мы все отлагаем из года в год, от времени до времени, от юности до старости…. И таким образом, смерть, или находя неожиданно прежде старости, застает людей неготовыми и похищает, или, придя в старости, не находит их приготовившимися и посекает их, как высохшее дерево, и в адский огнь вметает».
Есть и еще одна причина, о которой говорит христианское учение: потрясение происходит оттого, что при приближении смерти распадается самообольщение человека о его всесильности.
Как правило, люди считают, что всё или многое в жизни зависит от них самих, и они могут управлять событиями и людьми. Но, сталкиваясь с приближением смерти, человек вдруг осознает, что он не всесилен и никак не может изменить ситуации.
Митр. Антоний Сурожский (Пастырь у постели больного): «…болезнь — один из самых серьезных кризисов, потому что она ставит человека перед лицом целого ряда положений, о которых здоровый большей частью не думает. Во-первых, болезнь ему (человеку) ясно говорит о том, что он смертный. Я говорю не о преходящей простуде, но когда человек заболевает сколько-нибудь серьезно, то — справедливо или нет — вкрадывается мысль: значит, я над собой не имею власти, я не могу помешать болезни мною овладеть; значит, я не смогу, если она мною овладеет до конца, избежать смерти… Это первый вопрос, который, может быть, не так ярко формулируется, но что-то такое проникает в сознание человека».
Илия Минятий (Слово в 1-ую неделю поста. О смерти): «Смерть страшна для того, кто не думает о смерти. Есть люди, которые думают, что они в мире похожи на какие-то большие деревья, глубоко укоренившиеся, цепко держащиеся за землю, – их душа остается крепко и надолго связанной земными благами, богатством, имуществом, властью. Как деревья, высоко поднимающие свою вершину, воздымаются они в гордости, тщеславии и суете; как деревья, бросающие далекую тень, имеют славу, влияние, имя. Такие деревья не боятся ветров, и такие люди не думают о смерти. «И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек»» (Пс.29:7). Но если вдруг задует сильный ветер и ниспровергнет дерево, порвутся его корни, вершина его упадет на землю, сорвутся все листья, рассеется тень от него, засохнут его ветки и будут порублены на дрова для огня, во что превратится тогда это великое дерево? В золу. Так же, если придет смерть, которой не ожидает и не ожидал тот суетный человек, когда она придет ниспровергнуть душу, так крепко вцепившуюся в этот мир, так привязавшуюся к этой жизни, низвергнуть в могилу такую великую гордыню – о, какая сила, какая боль, какая страшная вещь!».

На этом закончим краткий обзор некоторых причин реакции «потрясение», и перейдем к вопросу о том, как христиане должны воспринимать естественные предуведомления о возможной своей скорой смерти.

О праведных первых реакциях истинных христиан, узнавших о своей скорой смерти, и благодаря чему они происходят

Далее рассмотрим следующие вопросы о христианских реакциях на приближение смерти: во-первых, прочтем, что говорят святые отцы о том, как христиане должны встречать свою смерть и примеры об этом, и, во-вторых, скажем о том, благодаря чему христиане так воспринимают приближением своей смерти.
В ранее рассмотренном разделе «Таинственные предуведомления о скорой смерти» уже говорилось о том, как реагировали святые подвижники, получив предуведомления о своей смерти, и это: благоговейный трепет, смирение, внутренняя собранность, радость, бесстрашие перед смертью (но праведный страх перед Судом Божиим) и т.п. Конечно, такие реакции являются реакциями истинных христиан, которые, как правило, уже желали умереть для воссоединения с Богом и ждали смерть каждую минуту своей жизни (об этом подробно будет сказано позже).
Но прежде сделаем очень важное замечание: если христианин воспримет известие о приближении своей смерти так, как будет указано ниже, то у него сразу наступит этап смирения, который у исследователей определяется как самый последний этап у неверующих и маловерующих людей. И тогда христианин не будет переживать ни реакции отрицания, ни гнева, ни отчаянной печали, ни тщетной надежды остаться живым, ни депрессии. Если же он не сможет смиренно принять приближение смерти в самом начале и начать осознанно готовиться к встрече со смертью, а лучше сказать, встрече с Богом, то обязательно испытает все или некоторые упомянутые состояния.

Приближение смерти никогда не было для праведников неожиданным

О том, что смерть для праведников никогда не была неожиданной, мы будем подробно говорить, разбирая вопросы о памяти смертной и о приготовлении к смерти задолго до неё. Сейчас только отметим этот факт.
Как известно, неожиданности бывают приятные и неприятные, а также и чувства, которые они вызывают, бывают приятными и неприятными. Что касается восприятия истинными христианами известия о приближении своей смерти, то их первую реакцию можно назвать приятным удивлением (далее мы увидим, что это действительно приятное удивление, т.к. после него наступает радость). Подобное удивление происходит не оттого, что приблизилась смерть, которую я не ждал, а оттого, что этот момент, которого я ждал, уже наступил. И даже если у христианина появится естественная растерянность, то она быстро пройдет.
Такая реакция происходит потому, что смерть для истинных христиан не является злом и горем, а также нежданной и нежеланной, т.к. они готовились к ней заранее.
Феофан Затворник (Письма, п. 436): «К готовому смерть никогда не приходит рано».
Николай Сербский (Беседы, неделя 26 по Пятидесятнице): «(Праведники) постоянно готовятся к смерти, и каждый день ожидают расставания с этой жизнью. В сердце своем они непрестанно каются, исповедаются Богу и прославляют имя Божие. … Вся их жизнь есть постоянное приготовление к смерти».

О радости истинных христиан на сообщение о приближении их смерти

Далее скажем о том, как с радостью воспринимали известие о скорой смерти истинные христиане, потому что желали разлучиться с телом и прийти к Господу. Причем обращаем внимание, что такая реакция была не только после таинственного предуведомления, а и после знания о своей скорой смерти по причине болезни.
Итак, святые отцы говорят о том, что:
Тихон Задонский (Плоть и дух, гл.1): «…духовный (человек) с радостью желает разрешиться от телесных уз».
И это подтверждается опытом святых подвижников. Далее приведем примеры, что говорили современные подвижники, когда болели смертельными болезнями.
Иосиф Исихаст (Письма, п.30): «…до сего дня, какая бы болезнь ко мне ни приходила, принимаю ее с большой радостью: может быть, она принесет мне вечный сон. И окажусь я у Господа Иисуса».
Афонский старец Порфирий Кавсокаливит (Старец Порфирий вдохновляет, учит, наставляет, утешает, гл. Болезни): «Когда после обследования врачи сказали мне, что у меня рак, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. Прошло столько лет, а Ты не забыл моей просьбы».
Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6, гл.1): «(Вопрос) (Вам) Геронда, поставлен окончательный диагноз. Ваша опухоль злокачественная. Это рак в одной из самых худших форм. (Ответ) Принеси-ка мне какой-нибудь платочек, и я пущусь в пляс! Я станцую танец «Будь здоров, прощай несчастный этот мир!» Я не танцевал ни разу в жизни, но сейчас пущусь в пляс от радости, что приближается смерть». … «Геронда, мы просим Бога о том, чтобы Он продлил Вашу жизнь». (Ответ) «Зачем? Разве в псалме не написано, что семьдесят лет — это срок нашей жизни? (Пс. 89, 10)». (Вопрос) «Однако псалмопевец прибавляет: “Аще же в си́лах о́сьмъдесят ле́т”…». (Ответ) «Да, но потом он говорит и о том, что “…мно́жае их тру́д и боле́знь”». Так что лучше упокоение в жизни иной!».

Некоторые христиане могут сказать: «Так святым открывалось о том, что после смерти они будут со Христом и получат награду, поэтому им было легко смириться и возрадоваться, а мы не знаем своей участи». На эти слова, во-первых, скажем о том, что нам, грешным, действительно надо бояться Суда Божьего (и об этом мы еще будем говорить подробно), а во-вторых, приведем краткий ответ:
Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, § 142): «Хочешь ли умереть так, как благочестивые христиане умирают? Должен ты и жить так, как благочестивые живут».
Сейчас мы указываем на это чувство не для того, чтобы, например, мечтать о таком совершенном восприятии смерти или для того, чтобы сказать «это не моя степень», а чтобы увидеть, что следует делать для блаженной смерти и как относиться к этой и будущей жизни.

О смиренном принятии приближающейся смерти

Конечно, многим из нас даже тяжело предположить, как можно радоваться, узнав о своей скорой смерти. Но если мы не можем радоваться, то обязательно должны стараться смиренно принимать все посылаемое нам Богом.
Антоний Великий (Добротолюбие, т.1, О доброй нравственности …, ст. 82): «Смерти избежать невозможно и нет способов. Зная сие, истинно умные люди, опытно навыкшие добродетелям и боголюбивому помыслу, встречают смерть без стенаний, страха и плача, имея в мысли, что она, с одной стороны, неизбежна, а с другой – избавляет от зол, каким подвергаемся мы в жизни сей».
Феофан Затворник (Письма, п.994): «На все воля Божия да будет. Даст ли выздороветь Господь, буди воля Его. Оставит ли в болезни, с сохранением жизни, буди воля Его. Возьмет ли к Себе теперь же, буди воля Его. Все будет во благо, ради предания себя в руки Божии».
Иоанн Максимович (Илиотропион, кн.4, гл.1 и гл.6): «Здешняя жизнь наша подобна маслу, горящему в лампаде. Как горение лампы состоит в полном распоряжении хозяина ее, так же точно наше здоровье и нездоровье, т.е. слабости физические и болезни, управляются по воле или допущению Божьему. По этому истинно предающий себя воле Божьей благодушно покоряется ее распоряжениям. …Да будет же у всех христиан это одно имя “что Бог хочет” и единственное о том же попечение. Злонравный же человек тогда только говорит: будь, что Бог хочет, когда ему встретится в жизни его все угодное ему, нетрудное и бесскорбное. Напротив, все случающееся в жизни с благодарностью принимает от Бога тот, который, нищета ли тяготит его, болезнь ли сокрушает, терпит ли он невинно бесчестие, лежит ли на смертном одре, всегда, во всяком приключении с ним постоянно от доброхотного сердца произносит: «да будет мне то, что Бог хочет!» Он не отказывается ни от несправедливого порицания, ни от потери имения, здоровья или самой жизни, всегда говоря: «будь со мной, что Бог хочет, что Ему угодно», не спрашивая: «зачем это? Почему в это время? Почему именно такой смертью приходится умереть»; но всегда и на все готов он, повторяя одно и то же: «будь то, чего хочет Бог»».

Также у христианина будет смирение, если он будет воспринимать эту жизнь как временное пристанище, а будущую – как родной дом.
Макарий Оптинский (Письма, ч.3, п.290): «… о продолжении жизни здешней не наше дело распоряжаться: сколько ни живи, а все надобно идти домой в вечное наше жилище; ведь мы тут гости, а не настоящие жители, там же вечно наше отечество».
Итак, если же у верующего есть добродетель смирения перед волей Божией, то он быстро выйдет из возможного потрясения, сказав: «Да будет воля Твоя, Господи!», зная, что Господь всегда подает человеку то, что ему полезно.
Такое смирение христианина перед волей Божией – это не реакция обреченности от понимания неизбежного конца, как при последней стадии «принятия», или «смирения» у неверующих или маловерующих людей, когда человек говорит: «это должно случиться, от этого никуда не уйти, не спрятаться». При приближении смерти христианину не нужно менять свои взгляды на смерть, не нужно начинать задумываться о Боге, о вечности, о смысле жизни, признавать свои нераскаянные ошибки и т.п., как это приходится делать другим людям. Истинный христианин познал все эти истины еще задолго до приближения своей смерти и поэтому этап принятия своей скорой смерти не является вынужденным этапом познания Бога, истины и т.д.

Благоговейный страх и стремление внутренне приготовиться к переходу в оставшееся время жизни

В ранее приведенных примерах мы не раз видели, что христиане, узнавшие о приближении своей смерти, испытывали и чувство спасительного страха, т.е. страха Суда Божия, но обязательно с надеждой на милость Божию, и его невозможно не испытывать, так как:
Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.38): «…когда (человек) приблизится к Богу, боится сретения Суда».
Такому христианину св. Исаак дает следующее определение:
Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.38): «человек разумный, боящийся Суда Божия»
Это чувство подвигает человека к собранности и стремлению достойно приготовиться к смерти и внешне, и внутренне (о таком приготовлении мы будем подробно говорить позже).
Следует заметить следующий факт: если христианин имел правильное понимание смерти, помнил о ней и готовился, то его страх будет благоговейным и ему нужно только более тщательно продолжать готовиться. А если христианин не помнил и не готовился к смерти, то его может охватить панический страх, и ему необходимо начать готовиться, даже, несмотря на то, что уже потеряно драгоценное время. Тем более что в любом случае, поставленный диагноз дает время христианину приготовиться к смерти. И благодарение Господу за такую милость!

Для того чтобы христиане правильно воспринимали приближение своей смерти, необходима память о смерти и приготовление к ней задолго до ее прихода

В разделе «Потрясение от известия о скорой смерти зависит от отношения человека к смерти и к настоящей жизни, а также от его приготовления или не приготовления к смерти» говорилось, что потрясение происходит от неправильного отношения к смерти, от непамятования о ней и не приготовления. А это значит, что потрясения и других негативных реакций не будет, если человек будет правильно относиться к смерти, помнить о ней и готовиться. Скажем об этом кратко.
Все святые отцы говорят о том, что христианин должен помнить о физической смерти, ждать ее и готовиться к ней независимо от возраста и здоровья. Тем более что и в Евангелии есть заповеди об этом.
Евфимий Зигабен (Толкование на Еван от Матфея, гл.16, ст.24): «… «и возьмет крест свой», т.е. пусть помнит о своей смерти (крестом обозначил смерть, потому что крест тогда был орудием смертной казни), пусть всегда ожидает смерти, пусть постоянно будет готов к ней, и ежедневно умирает своею волею».
Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст..4): «Раб не знает, когда его господин позовет к себе, и поэтому хороший раб в любое время готов и ждет его. Так и христианин не знает, когда его Христос Господь к Себе позовет. Христос же зовет к Себе всякого через смерть, и поэтому хороший христианин всегда к исходу готовится. Когда господин куда отъедет, хороший раб всегда ждет его прихода».

Для тех, кто еще точно не знает, что является основным деланием в деле приготовления к смерти, кратко скажем:
Тихон Задонский (Плоть и дух, Христианская обязанность, гл.33): «Приготовление к смерти не что иное, как истинное покаяние».
Но это не просто покаяние, а покаяние с памятью о смерти. И вот как описывает связь покаяния и ожидания смерти преп. Феодор Студит.
Феодор Студит (Огласительные поучения, п.90): «…да пребудет душа наша в своей красоте; дабы ей сподобиться услышать: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песня Песней 4,7). А если осквернимся (ибо мы поползновенны ко греху, и никого нет чистого от скверны, и никто не может сказать, что имеет душу и сердце чистые), то опять очистимся слезами, по сказанному: «омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50. 9). И еще: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши» (Ис.1, 16). И блаженна душа, которая всегда таким образом очищает себя, и оставляет всякое пристрастие к миру и к самой плоти своей, и Бога только любит, и всего Бога имеет в уме своем, и сладко и радостно ежедневно ожидает смерти. Ибо поистине грядет смерть, и мы имеем отдать необходимый долг».
(Есть и другие делания в деле приготовления к смерти, о которых мы будем подробно говорить позже)
И для того, чтобы научить нас, грешных, помнить о смерти, не бояться ее и т.д. святые отцы часто дают такие советы:
Антоний Великий (Добротолюбие, т.1, Устав отшельнической жизни. Строй внутренней жизни, ст.152-154): «Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения; если будешь так поступать, во веки не согрешишь. Думай сам в себе и говори: я не пробуду в этом мире больше нынешнего дня, – и никогда не согрешишь перед Богом. Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остался тебе в мире сем, – и сохранишь себя от грехов»
Паисий Величковский (Крины сельные, сл.28): «Когда болеем, получаем раны, или к смерти приближаемся и умираем, или терпим недостаток в необходимых потребностях и никого не имеем, кто бы помиловал нас; и если при этом скажем: «как Бог хочет, так да сотворит с нами», – то этим одним посрамлен и побежден будет диавол, враг наш. На всякий час ожидай кончины своей и пришествие Христова и говори: «теперь постараюсь о своей душе, вечером могу умереть»; когда придет вечер, подумай: «не в эту ли ночь скончаюсь – или внезапно придет смерть, или дерево поразит меня, или жилище обрушится и убиет меня, или дыхание вдруг остановится и, как цвет отпадает, увяну я и, как трава высыхает, умру и потом без вести останусь; Бог один знает, где я тогда буду находиться; ибо Он судит каждого по делам, говоря: «туда его определяю»». Так размышляй на всякий день и ни о чем не заботься, только о грехах своих, и таким образом душа твоя войдет в смирение и плач, и за страшного грешника будешь считать себя и непрестанно источать источники слез».

Если бы мы, христиане, исполняли эти советы святых отцов, то вполне понятно что, если бы в какой-то день нам сказали, что мы скоро умрем, то это бы соответствовало тому, что мы говорим себе каждый день. И, конечно, тогда бы мы не испытывали потрясения от известия о приближении смерти. Мы бы могли только удивиться тому что время уже настало, причем одни испытали бы при этом радость, а другие – благоговейный страх, а также собранность и мужество.
Подводя итог о праведных реакциях христиан на известие о приближении смерти, приведем поучение, в котором выделяется вышеназванные праведные реакции:
Еп. Иоанн Шаховской (Апокалипсис малого греха, гл. Врата в жизнь): «(Есть) отношение – покорное принятие смерти: полное сознание важности, ответственности и даже величия ее мгновения как перехода в высшую область бытия; и, наконец, последнее отношение – ангельская радость пред лицом смерти. Человек, знающий Царство Божие уже по опыту земной жизни, ждет с великой надеждой этого Царства Божия, блаженного упокоения духа своего в Боге после смерти тела. Не стремится он в иной мир против воли Божией, осознает ценность и земной жизни, но радостно ждет той минуты, когда воля Божия возьмет его в высший мир».
Если же у христианина не будет таких реакций, то у него будет шок такой же, как у неверующих и маловерующих людей, и потрясение проявится в зависимости от обстоятельств, темперамента и т.д., а главное – от его страстей. И это четко говорит о плачевном духовном состоянии верующего человека. Помоги нам, Господи, и не попусти, чтобы и мы, грешные, так встретили приближение своей смерти!

Комментирование запрещено