Кратко о половом воспитании

Согласно православному учению о человеке, развитие его предполагает восстановление нормальной иерархии сил. С точки зрения христианской антропологии, этики, психологии и педагогики при реализации этой задачи наиболее острой является проблема правильного устроения тела. Прот. В. Зеньковский указывал, что тело есть “инструмент” души, “оно служит для души и является сферой ее воплощения в мире и средством осуществления того, что есть в душе” [5, с. 248]. Особенно сильно это сказывается в сфере пола.

С позиций психологии пол не исчерпывается только половой жизнью, так как кроме этого, как указывал прот. В. Зеньковский, есть еще “жизнь пола“, “глубина пола” [4, с. 44]. Жизнь человека полна борьбы этих двух сил — половой жизни и жизни пола. Ни в одной сфере нашей жизни свобода, данная человеку, не имеет такого большого значения, как именно в этой области. В человеке жизнь пола образует такую сферу, в которой, по словам Зеньковского, “нельзя жить по велению чувств и потребностей” [5, с.244]. Здесь неизбежно должен присутствовать момент воли, а, значит, и нашей свободы. Одним из проявлений свободы является жизнь в сфере пола одними чувствами, желаниями, и человек несет за это ответственность, прежде всего, перед самим собой. Чтобы избежать ошибок и глубокого раскаяния, важно уже в молодые годы осознать, что именно в жизни пола не должно быть слепого следования одним лишь чувствам и влечениям, но должно быть подчинение этой сферы воле и разуму.

Половое созревание вливает в детскую душу новые силы, но с ними появляются и новые трудности. Поэтому вопрос полового воспитания, особенно в настоящее время, является как никогда насущным. И именно здесь помощь взрослых нужна более чем где-либо, поскольку если родители или воспитатели не укрепят в детях стремления преодолевать искушения пола, то это, как правило, заканчивается весьма неблагоприятными последствиями. И именно здесь необходимо соблюдать величайшую осторожность. Популярное сегодня “сексуальное просвещение” не только не помогает детям в преодолении искушений пола, но, напротив, еще более будит их чувствительность и направляет их внимание в сторону половой жизни.

Средства, способствующие сохранению целомудрия детей

Для того чтобы укрепить у детей стремление преодолевать искушения пола, необходимо, прежде всего, приложить все усилия к сохранению целомудрия в них. Святоотеческая литература рекомендует здесь следующие средства:

а) со стороны тела не должно быть изнеженности, слишком сытных кушаний и т. п. Наоборот, необходимо благоразумно укреплять тело, приучая его к умеренности и упражняя в терпении и лишениях;

б) со стороны духа не должно быть осквернения юношеского воображения лицезрением соблазнительных картин, чтением соблазнительных романов, посещением соблазнительных представлений и т. п. Более всего плотское вожделение возбуждается зрелищем безнравственных примеров, когда взрослые позволяют себе в присутствии детей вольность, чувственное обращение друг с другом. От этого “обыкновенно расслабляется сердце, воспламеняется воображение, притупляется чувство стыда, страсть делается непреодолимою“. [19, с. 314–315]. Ум и сердце подрастающего человека необходимо занимать приличными предметами, размышлениями, возвышающими душу. Выход жизненной энергии должен идти в другом направлении, и с этой точки зрения весьма полезны физические упражнения и труд;

в) обязательным должно быть попечение о сохранении детской стыдливости. Важно, чтобы дети уже с ранних лет смотрели на всякое ненужное осязание и обнажение себя как на нечто неприличное. Необходимо объяснить ребенку, что, например, целью одежды является охранение целомудрия. Одежда служит человеку в теперешнем его состоянии как бы оградою, защищающей от искушений и соблазнов. К такому употреблению одежды и необходимо приучать детей с ранних лет;

г) прот. В. Зеньковский рекомендовал, идя навстречу подрастающему поколению, вести беседы с молодыми людьми, давая духовную установку в вопросах устроения жизни пола. Необходимо, считал он, показывать им, что путь чистоты с точки зрения православия — не есть утопия, наивность или уход от современной жизни, наоборот, это есть путь трезвого устроения силы пола.

д) самым же действенным средством является сыновний страх к Богу. Как можно чаще необходимо повторять ребенку о том, что Бог видит его везде, что ни мрак ночи, ни отдаленность места не могут укрыть его от всевидящего ока Бога, Он видит сердце и знает каждую мысль;

Особенности подросткового возраста и правильное устроение пола

В психологии принято выделять так называемый “период полового созревания”: у мальчиков он имеет возрастные границы от 13–14 до 25 лет, у девочек — от 11–12 до 23 лет. Именно в данные возрастные периоды заканчивается физическое, психическое и социальное созревание детей, и самое существенное место начинает занимать половое созревание. Именно в эти годы проявляется неустроенность сферы пола, выражающаяся в распаде на две различные сферы. На одной стороне сосредотачивается сексуальность, а на другой — эрос, движения любви, искания духовного сближения с любимым человеком. И эрос, и сексуальность одинаково являются проявлениями пола, но именно в их разъединении, а порой и противоборстве, выступает вся сложность устроения сферы пола в человеке как “духовно-телесной силы” [5, с. 245]. Правильное устроение пола как раз и заключается в преодолении этой двойственности, в восстановлении целостности сферы пола, которой ищет душа человека.

Нормальным является проявление на первом плане эроса, влюбленности. При этом необходимо помнить, что сфера эроса тогда только господствует в душе, когда воображение подрастающего человека не возбуждено преждевременно. В противном случае сексуальность вытесняет движение эроса, что толкает подростков к тайным порокам и извращениям. Достаточно трудно сбросить с себя “чары этого возбуждения”, но средства для этого есть — это физический и умственный труд.

Особо мучительный период испытаний проходят в этом смысле юноши. Редко кто из них не начинает жить половой жизнью, следуя одним лишь сексуальным мотивам. Конечно, это наносит глубокий урон сфере пола. Поэтому наиболее благотворным средством в преодолении подобных искушений считается юношеская любовь — “здоровое” и “нормальное” в это время событие. “Полюбив кого-нибудь, юноша без всяких усилий, просто в силу внутренней природы человека, вступает на путь чистоты: сексуальность не исчезает, но в сочетании с порывами любви теряет свою мутящую силу и лишь топит душу неясным предверием телесной близости к любимому существу… Удовлетворение же сексуальных желаний без того внутреннего подъема и окрыления, которое мы зовем любовью, есть извращение и искажение закона целостности, заложенного в нашей душе” [5, с. 251–252]. Таким образом, жизнь пола проявляется не столько в потребности сексуальной жизни, сколько в потребности любви. И только в образовании семьи, основанной на подлинном чувстве любви друг к другу, а не на мимолетном сексуальном влечении, возможно разрешить, победить двойственность сферы пола. Поэтому правильное и здоровое устроение жизни пола в нас — это освященная брачная жизнь, это путь семьи, а также чистота и целомудрие до брака. Те же, чей путь — монашество, стоят вне решения этого вопроса. Третьего, как указывал прот. В. Зеньковский, не дано

 

Источник: Учебник по православной педагогике

Комментирование запрещено