Ольга Клюкина: «Шишкин лес» – заповедник добра и творчества

Книг замечательных много, но необходима и хорошая периодика – с яркими героями, переходящими из номера в номер, с любимыми рубриками, с возможностью писать письма и получать ответы, участвовать в конкурсах.

Ребёнок привязывается к любимому журналу ничуть не меньше, чем иные взрослые – к газетам и сборникам сканвордов. Главное – предложить ему хороший журнал. Хороший – в данном случае, тот, что соответствует выбранной родителями линии воспитания.  

Ольга Клюкина. Главный редактор детского познавательного журнала «Шишкин лес» ЗАО «Телерадиокомпания «Мироздание». Автор романа «Эсфирь» (М, «Терра-книжный клуб», 2002 г. и М, «Триада», 2006 г.), повестей для детей «Огненный меч Гедеона», «Верный страж Мардохей», «Братская победа» (М, «Триада», 2007 г., серия «Библейские битвы»), «Никита-мизинчик и чудесный клад» (М. «Лепта», 2007 г.), сборника притч «Однажды…», других произведений для взрослых и детей. Член Союза российских писателей, Член Товарищества детских писателей России Лауреат Третьего международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н. Толстого.

«Лес» и его обитатели

– Ольга, расскажите, как возник журнал «Шишкин лес»?

– На телеканале «Радость моя» вот уже несколько лет с успехом выходят программы для детей «Шишкин лес». И ее главные герои – добрая мышка Шуня, озорной волчок Зубок, неунывающий котенок Коксик, веселая лисичка Веснушка, хозяйственный Енот Енотыч и всезнающая сова Матильда Леонардовна – так полюбились маленьким зрителям, что возникла идея выпускать детский познавательный журнал. А теперь еще и раскраски, правила дорожного движения, календари с участием наших сказочных зверей. Детям нравится сказочный мир «Шишкиного леса» – об этом говорят многочисленные письма и рисунки, которые приходят и на телеканал, и в редакцию журнала «Шишкин лес».

– А у вас есть любимый персонаж?

– Наверное, это лисичка Веснушка – она напоминает мне собственное детство. В детском саду у меня даже была такая кличка – «Лисичка», потому что как-то я исполнила эту роль на новогоднем празднике. Меня прятали под ёлкой в большую коробку, и в самый неожиданный момент надо было выскочить и испугать всех танцующих Зайчиков и Снежинок. Незабываемое впечатление! От нашей Веснушки ведь тоже никогда не знаешь, чего ждать.

– Расскажите о тех, кто создает проект.

– Как в любом печатном издании у нас есть несколько постоянных сотрудников. Но я считаю, что в нашем проекте задействованы все без исключения наши читатели и подписчики: неравнодушные родители, учителя воскресных и общеобразовательных школ, воспитатели, начинающие авторы. Каждый из этих людей, по сути, тоже является участником нашего творческого коллектива.

Чтобы дети дольше оставались детьми…

 

– Чем журнал «Шишкин лес» отличается от множества других детских журналов?

– Мы открыто позиционируем себя как православный журнал для детей: рассказываем о православных праздниках, чудесах, святых, знакомим детей с библейской историей, стараясь делать это увлекательно. На страницах нашего журнала точно не найти никакой мистики, гороскопов, магических фокусов – и многим нашим читателям такая позиция нравится. Именно поэтому журнал одобрен Синодальным отделом Русской Православной Церкви, имеет официальный гриф.

Но это вовсе не значит, что мы пишет только на эти темы. Мы стараемся, чтобы наши читатели учились различать добро и зло, уважать старших и помогать младшим, не стеснялись быть умными, добрыми, отзывчивыми. В журнале «Шишкин лес» нет места чёрному юмору, насилию, потребительству. Шишкин лес – это территория добра и творческого общения. Мы хотим, чтобы дети как можно дольше оставались детьми.

Ольга Клюкина– Существует ли на самом деле синдром ДВР (дети верующих родителей), и как с ним бороться?

– Я думаю, такой синдром существует, потому что мы живем сейчас во времена новобращенного православия. Многие из моих сверстников в молодости были неверующими, жили, как хотели, наделали кучу ошибок, а потом пришли к вере. И стали активно, а порой и агрессивно учить других. И такое получается агрессивное православие, нередко подавляющее других. Пока ребенок маленький, его водят в храм, но, достигнув определенного возраста, он может уйти из Церкви, если чувствует жесткое давление…

Да, такая проблема существует, но, честно говоря, я не знаю, как с этим бороться – у меня нет такого личного опыта, а общие красивые слова говорить не хочется. Думаю, родители должны быть искренними в своей вере, ведь православный человек должен уметь просить прощение и прощать. Дети очень чувствительны к любой, даже самой тонкой лжи.

Быть добрым – удел сильных

 

– На опыт каких журналов вы ориентировались прежде всего, когда создавали свой?

– В России традиционно детские журналы были не развлекательными, а несли функцию воспитания. И я без малейшего стеснения хочу сказать, что мы стараемся придерживаться старого «дедовского» принципа «не навреди», которым руководствовались русские просветители. Ещё в 18 веке, на страницах первого журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» были сформулированы задачи, под которыми мы готовы подписаться:

«ЖУРНАЛ ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРЫХ ГРАЖДАН, С РАННИХ ЛЕТ РАЗЪЯСНЯТЬ ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ ЗАКОНЫ ДОБРОДЕТЕЛИ, ПРОВОДИТЬ ИДЕИ ГУМАННОСТИ, ИСТИННОГО БЛАГОРОДСТВА, ЧЕСТНОСТИ, ВЕЛИКОДУШИЯ».

– Какие журналы вы, как человек знающий, посоветовали бы родителям для своих детей, а какие – ни в коем случае?

– Сейчас выходит много хороших и интересных детских журналов. Но я бы рекомендовала осторожно относиться к тем, где активно эксплуатируется такое детское качество, как любопытство к взрослой жизни, стремление ей подражать… Появились современные детские издания, где девочек с раннего возраста учат, как надо краситься, как выбирать косметику, какие сумочки с моде этим летом и т.д. По сути, все они нацелены на родительский кошелек, а вовсе не на самого ребенка, формирование его личности.

– Сегодня всё более приоритетной в воспитании детей становится стратегия успеха, установка на то, чтобы «быть лучшим». «Шишкин лес», прежде всего, учит быть добрым. Трудно ли сохранять эту позицию в современных условиях?

– Конечно, трудно. Доброму человеку во все времена трудно жить в мире, где так много агрессии, жестокости, несправедливости. Но это позиция сильного – жить по правилам, которые мы сами для себя выбираем, не пытаться быть, как все.

И наш журнал старается показать ребенку, что в своем выборе добра он не одинок – у него есть единомышленники. Мы получаем письма из самых дальних уголков страны, и в них – детские рисунки, сочинённые ребятами сказки, пословицы, загадки, истории из жизни. Лучшие из них мы стараемся опубликовать на страницах нашего журнала.

«Шуня, что мне делать?..»

 

Шишкин лес– В журнале «Шишкин лес» хорошо налажена обратная связь, поэтому вы наверняка можете ответить на вопрос: как меняются вкусы детской аудитории?

– Да, дети пишут много писем. Я могу много говорить на тему, какие наши дети умные и талантливые, но при этом они еще и очень одинокие. Приходят такие письма, что просто сердце сжимается. Причем, адресованы они не нам, а сказочным зверушкам, которые дружно и безмятежно живут в сказочном Шишкином лесу.

«Шуня, у меня мама и папа постоянно ссорятся, что мне делать?». Или: «Зубок, а тебя тоже дразнят в школе? Ты даёшь им сдачи или терпишь?» Это говорит о том, что детям не с кем обсудить свои проблемы: родители всегда заняты, у многих нет старших братьев и сестер, чтобы спросить совета.

Что касается вкусов детской аудитории, на мой взгляд, больше всего изменилась форма подачи материала. За последние годы в жизнь ребенка плотно вошел компьютер, Интернет, дети на лету схватывают любую информацию. Но неизменным осталось то, что детям по-прежнему хочется приключений, историй про героев-примеров для подражания. Не случайно сейчас так популярен жанр фэнтези – там всего этого в избытке.

– Как мне кажется, фэнтези тоже бывает разным – есть «правильное» фэнтези, которое говорит, по сути, о наших человеческих нравственных проблемах. А есть такое развлекательное фэнтези, как компьютерная игра. Там описывается совсем иная реальность, ничего общего не имеющая с нашей, ничего не дающая ни уму, ни сердцу – просто такая литература, чтобы провести время.

– Такая тенденция наблюдается сейчас и в детской, и во взрослой литературе – «чтение для отвлечения»», чтобы просто отдохнуть, провести время. На мой взгляд, это говорит о какой-то внутренней усталости многих людей, нехватке энергии. Я бы не стала за это никого осуждать. Если книга или игра приносит удовольствие, поднимает настроение – это уже не так уж и мало…

«Библейские битвы», или прыжок в глубину прошлого

– Вы уже давно занимаетесь детской литературой. С чего у вас это началось?

– Началось с «взрослого» исторического романа «Эсфирь» на библейский ветхозаветный сюжет. Во мне с детских лет жил интерес к древним мифам, сказаниям, преданиям тысячелетней давности… «Мысли о древних мирах, как принимающий в них участие», – сказал когда-то Марк Аврелий. Мне понятен такой личностный подход к истории.

Однажды я открыла для себя необъятный, грандиозный мир Библии – так появился роман «Эсфирь». Затем возникла идея создать цикл повестей на библейский сюжет «Библейские битвы». Я называю её «мальчиковой серией» – потому что все эти истории так или иначе связаны со сражениями (в том числе – это и сражения с самим собой), приключениями, снабжены картами… Появились повести «Огненный меч Гедеона», «Братская победа, или повесть об Иосифе Прекрасном», «Верный страж Мардохей», «Пророк Иона: одинокий воин». Как говорится, продолжение следует…

– Почему Вы решили пересказать сложные библейские тексты понятным современному человеку языком?

– Я не раз встречала людей, которые воспринимают Ветхий и Новый Завет, как что-то «непонятное и скучное». Причем, это и образованные, начитанные люди, которые упорно откладывают для себя чтение Библии на «потом».

Почему так происходит? Причин много, и, наверное, одна из них – ритмы времени не совпадают. Чтобы погрузиться в ту медленную жизнь, подробную, перечислительную интонацию, нужно делать над собой усилие, а современные читатели не слишком любят «напрягаться».

Мне хочется, чтобы мои книги помогали незаметно сделать прыжок в глубину прошлого. Ведь по большому счету, за тысячелетия главное в человеке не изменилось: мы точно так же страдаем, любим, бываем счастливы или несчастны, взываем к помощи Господа.

 Читатели Ольги Клюкиной

Книга как событие

– В связи с всеобщей компьютеризацией и популярностью Интернета – не исчезает ли потребность в бумажной книге, бумажном журнале?

– У меня нет беспокойства по этому поводу. В этом вопросе я абсолютный оптимист. Недавно я обнаружила, что сейчас среди ребят 17-18 лет стало снова модно писать «настоящие», бумажные письма. Например, кто-то едет в путешествие в другой город или страну, покупает там конверты, открытки, отправляют друзьям письма. Как в 19 веке!

Да, электронные письма – это очень удобно, но прошел небольшой период времени, и стали видны и все недостатки электронной почты. Пройдет 30-50 лет, а ты уже не сможешь перечитать такое письмо, вспомнить почерк адресата (а ведь целая наука была – как определить характер человека по почерку!), подержать в руках дорогую для тебя фотографию или открытку… Электронные письма удобны, но эфемерны и, как оказалось, менее долговечны, чем написанные на бумаге, папирусе или бересте.

То же самое происходит и с электронными книгами. Мы сейчас находимся в эйфории по поводу их удобства, но пройдет время – и обнаружатся их очень даже большие неудобства для человеческой души. На мой взгляд, привычные книги будут существовать наравне с электронными: одни для домашней библиотеки, другие – для поездок в метро или в поезде.

– В каком состоянии, по вашему мнению, сегодня находится наша детская литература?

– Жива и здорова. Дело ведь не во времени, не в какой-то тенденции, а в масштабе таланта отдельно взятого писателя.

Тенденцию делают тиражи. Сейчас есть очень хорошие детские авторы, но их издают небольшими тиражами. Это в советское время произведения Маршака и Чуковского в «Детгизе» издавались миллионными тиражами. Новые детские книги без преувеличения расходилась по всей стране, становилась популярными и любимыми.

Сейчас время маленьких издательств, маленьких тиражей, поэтому и возникает ощущение, что детской литературы как будто не существует. Но это не так. И потом, я думаю: пусть выход новой детский книги не стал событием в масштабе страны, но он может стать событием в жизни одного конкретного ребенка. Это тоже очень много.

О героизме и искренности

– У вас два уже взрослых сына. Вы пытаетесь свой личный опыт воспитания детей применять в работе? Что вы считаете главным в воспитании ребёнка?

– Любовь и доверие. Я верю в воспитание личным примером. Важно, чтобы родитель не нудил, не читал морали, а просто сам жил интересно и осмысленно, в какой-то степени был героем для своего ребенка. Это самый трудный – потому что нужно много работать над собой! – но и самый действенный метод.

Ну, и еще важно не перегибать с демократией и равенством… Мои дети росли во времена перестройки, и мне так хотелось, чтобы мы во всем были «друзьями-товарищами», не было никаких границ в общении. Сейчас я понимаю, что это было не очень-то правильно. Когда у ребенка наступает переходный возраст, подобное панибратство сразу же начинает работать против тебя.

 Ольга Клюкина с младшим сыном Никитой

– Какие качества нужны автору, пишущему для детей? Если это любовь к детям, то почему, например, Даниил Хармс, который, по собственному признанию, детей терпеть не мог, стал почти классиком отечественной детской литературы?

– Да, интересный вопрос… На мой взгляд, главное качество, которое нужно детскому автору, – искренность. Повторюсь: дети очень чувствительны ко всякой лжи и фальши. Этим я могу объяснить и «парадокс» Даниила Хармса. Его стихи настолько живые, непосредственные, что дети на них мгновенно отзываются. Возможно, он вообще писал для себя-ребенка. Согласитесь, не каждый будет ходить по Питеру с серьезным видом и носить в кармане пальто маленькую собачку.

Да и вообще, я не очень-то понимаю, что это такое – «авторы, пишущие для детей» и какими они должны быть. Любой талант уникален, единственен и неповторим.

Источник: журнал Батя, №31 сентябрь-октябрь 2012