ЗА СПИНАМИ ВЕЛИКИХ МУЖЕЙ

Есть афоризм, гласящий, что за спиной успешного мужчины всегда стоит сильная (успешная) женщина. 100% КПД в этом мире не бывает и у всякого правила есть исключения. Но в целом эта фраза вполне жизненная, оправданная фактическим материалом. Оправдали ее те генеральши, которые выходили замуж за лейтенантов и полжизни колесили с ними по гарнизонам прежде чем у мужей на брюках появились лампасы. Оправдана эта фраза биографиями простых американских миллионеров. Это те, которые не украли деньги при помощи биржевых спекуляций и не подняли капитал на оружии или наркотиках, а именно заработали. Вот так работали докторами и инженерами, копили, экономили на всем (одевались на распродажах, сами косили лужайки перед домом, берегли здоровье и т.п.), а потом банковский счет годам к 55-ти показал шесть нулей! О таких людях написаны целые книжки с исследованием собирательного портрета подобных счастливцев. Так вот они сплошь – мужья одной жены. Причем жена всегда работает (и тоже на всем экономит). Просто с двумя или тремя женами, которые с годами имеют тенденцию годиться в дочери, никаких миллионов не заработаешь. Все спустишь на судебные тяжбы и компенсации. Большие деньги любят тишину, в том числе и тишину обычного семейного благополучия. Женщина таки стоит за спиной успешного мужчины, и эта женщина чаще всего жена. Если же мужчина не женат, но успешен, этой женщиной, вполне вероятно, будет мать.

Мне хотелось бы сказать несколько слов о женщинах, стоящих в исторической тени своих сыновей, о женщинах, подаривших миру великих святителей: Августина, Василия, Иоанна, Григория. Их сыновья не связались узами брака, не стояли под венцом, не ласкали новорожденного первенца. Их тревожили судьбы чужих детей и внуков, которых через Церковь они приняли в духовное родство. Они избрали путь гораздо более узкий и круто поднимающийся вверх. Путь монашества. Поэтому за их спиной не стояли тенью мудрые жены. Зато за их спиною стояли еще более мудрые матери.Самый яркий пример это блаженный Августин. Наиболее читаемый и уважаемый, наиболее авторитетный отец Западной Церкви. Он совершенно не мыслится отдельно от своей родительницы – Моники. Талантливый и тревожный, жадный до впечатлений и тщеславный, Августин очень долго, нестерпимо долго носился по житейскому морю, подобно кораблю без руля и ветрил. Он мучительно искал себя среди всевозможных крайностей, а мать терпеливо и слезно вымаливала его у Бога. Она проводила ночи без сна при гробах мучеников, постилась и усердно читала Писание, не оставляла при этом и домашних дел, чтоб не иметь нарекания от мужа, до тех пор, пока сын ее слёз, а не только ее чрева – Августин – полностью обратился ко Христу и кафолической Церкви. Моника подарила миру плодовитого духовного писателя, епископа-нищелюбца, философа и ученого.Из святого гнезда вылетел на широту небесного круга и такой орел, как Василий Великий. Его семья настолько полна святыми, что создается впечатление, будто они всю жизнь соревновались в святости, обгоняя и подбадривая друг друга. Макрина старшая – бабушка, Макрина младшая, мать – Емилия, братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще одна сестра – Феозва диакониса. Один лишь список уже говорит достаточно об уникальности этого родственного союза, где домашние не были друг другу врагами и препятствием на пути в Царство, но помощниками проводниками.И о семье Василия, и о Монике есть обширная историческая и богословская литература. Говорить о них подробно означает писать книгу или даже несколько книг. А наша цель не слово, протянутое в бесконечность. Наша цель – схватить легким карандашным рисунком один из профилей истины, этого лица трудноуловимого и прекрасного. Поэтому вспомним вслед за Василием того, кто при жизни был Василию всех ближе, не принадлежа к василиевому роду. Это Григорий, названный Богословом. Даже на закате земной жизни святой отец называл себя должником своей матери во всем хорошем, к чему был причастен. Нонна, так звали его родительницу, была выдана замуж за язычника, и не перестала умолять Бога привести мужа к свету веры, пока это делом не исполнилось. Ей, по слову сына, представлялось невозможным одной частью существа своего принадлежать Богу, а другой – быть от Него отчужденной. Отец Григория по молитвам жены не только крестился. Он стал пресвитером, а затем и епископом. Трогательные похвалы, которые произнес Григорий Богослов в адрес своей матери, редкие глаза не увлажнят и в редкой душе не родят смесь из удивления и некоего подобия зависти. Может ли повторяться подобное опять или это так же невозможно, как невозможно воссоздать семь чудес света в нашем мире, богатом технологиями и обнищавшем в идеях?Вслед за Григорием, жившем на Востоке, вспомним Григория, жившего на Западе. Римский Папа, названный Двоесловом или Собеседником, имя которого мы связываем с Преждеосвященной Литургией, тоже родился в святой семье. Его дедом был блаженный Папа Феликс Третий. Две его тетки – Тарсилла и Емилиана – причислены к лику святых. При этом Тарсилле перед смертью явился Сам Господь Иисус, утешая ее и обещая сладость будущей жизни. К лику святых причтена и мать Григория – Сильвия. Об этих женщинах известно меньше, чем о Монике или Нонне, но несомненен факт их безграничной преданности Церкви и подлинного благочестия.

Мы назовем еще мученика Пантелеимона, который в вере был наследник своей матери Еввулы (тоже причисленной Церковью к лику святых). Вспомним Анфусу – мамы Златоуста – которая рано овдовев, все силы отдала воспитанию в вере и благочестии единственного сына Иоанна, чьими писаниями до сих пор питается Церковь. Вспомним схимонахов Кирилла и Марию, чей плод – игумен Русской земли авва Сергий. Не забудем и Богородицу с Крестителем Иоанном, вместе с именами которых, всегда звучат имена их родителей: Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы. Так они и стоят – святые отцы и матери – за спинами своих более святых, более прославленных и известных детей. Они, как корни дерева, прячутся в земле, чтобы питать и удерживать дерево, обеспечивая плодоношение. Да и там, где канонизация родителей не состоялась, где никто к ней не стремится и ее не требует, закон сохраняет свою силу. «Молитесь за моих родителей, Исидора и Агафию», – просил преподобный Серафим, обещая взамен таким богомольцам свои молитвы. И много таких примеров, лишь бы пожелать их найти. Так что будем заглядывать за спины великих людей. Там не пусто. Там многолюдно. И без тех, кто там за спиной, ничего бы не было.

Протоиерей Андрей Ткачев

Радонеж

8 июня 2016 г.

http://www.pravoslavie.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *