РОДИТЕЛИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ДЕТИ – ЭТО ДАР БОЖИЙ»

Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым об образовании и воспитании

– Отец Димитрий, вы однажды сказали, что воспитание и образование – это два определения, перевернутые с ног на голову. Что вы имели в виду?

Воспитанием у нас называют прививку хорошего поведения, умение правильно себя вести, а образование – это насыщение знаниями. А на самом деле всё наоборот. Привести человека к какому-то образу, который есть в нашем сердце, образовать его таким, чтобы он являл этот образ, – вот образование. А воспитание – это напитать его различными сведениями.

– И к чему привели эти подмены?

– Это одно из проявлений того, что у людей перепутаны в голове смыслы. Человек поход на стадион или в театр называет проявлением духовной жизни. Понятно, что ни то, ни другое к духовной жизни не имеет отношения. Душа-то давно вытеснила духовное. А что такое духовное? У нас даже возник такой термин, как «духовность», за которым ничего не стоит. Никто не объясняет, что это такое. Все разговоры о некоей духовности, а спрашиваешь, что это такое, никто не знает.Это говорит о том, что люди очень далеки от источника духовности – от Бога и Его Церкви, которая создана для людей, для того, чтобы они черпали из нее свою духовную жизнь. А они используют какие-то суррогаты, часто диаметрально противоположные той духовности, которая лежала в основе нашей культуры. Вот такие трагические явления наблюдаю. Так что не перемена в понимании этих двух слов привела к каким-то результатам – нет, они сами есть симптом очень серьезной болезни, которая приводит к деградации человека.

Батюшка, какие главные ошибки совершают родители при воспитании детей?

Самое главное – и это не ошибка, а просто неправильное направление жизни, – родители не понимают, что дети – это дар Божий им. И тут как в притче о талантах: это нельзя закапывать в землю. Наоборот, нужно этот дар приумножать. Вот нет такого понимания! Поэтому даже возникло выражение: завести детей. Как будто завести хозяйство или вшей. Это мало кто понимает, хотя слово «ответственность» часто звучит. Но такая ответственность – безответственность. Ну не чувствует человек своей ответственности перед Богом! Кого он хочет воспитать? И для кого или для чего?

Обычно задача такая, весьма ошибочная: детей воспитывать и образовывать для них самих, то есть их воспитать так, чтобы им было хорошо в жизни. А у Бога совсем другая задача. Бог каждого человека вызывает к жизни из небытия с такой целью, чтобы он, этот человек, послужил Ему через своих ближних. Ибо, служа одному из малых сих, человек служит Самому Богу.

– Слово «талант» сегодня тоже употребляется в ином смысле – как синоним одаренности. Как быть родителям, если ребенок начинает увлекаться театром, спортом или каким-то искусством?

– Человек может увлекаться чем угодно. А задача образования, если говорить в правильной системе координат, заключается в том, что ребенок должен просто понимать. Как каждый взрослый человек понимает, что вот этот стакан стоит дешевле, чем этот стол. И что есть вещи важнее, чем его увлечения. И из двух увлечений одно более важное, а другое менее важное. Вот расставить такие ориентиры в душе ребенка – это и есть задача родителей.

– Говорить о том, что плохо, а что хорошо?

– Самое грубое – это разговор о том, что вот это – хорошо, а вот это плохо. А на самом деле таких градаций может быть сто. Потому что десять вещей можно разложить в таком порядке: самая плохая и самая хорошая из плохих. Ну все же понимают, что табак – это очень плохая вещь. А наркотики – еще более плохая. И так далее. Без конца.

5

неестественная школа

Эта прусская система, которая, кстати, и в школе у нас применяется, совершенно бесчеловечна, но люди покорены той красотой, которую имеют оловянные солдатики, и совершенно не чувствуют душевную и духовную составляющую человека. Их это вообще не волнует. Людей надрессировывают на другое. И каждый человек, который такую дрессуру прошел, говорит, что вот, это идеальная система. Она называется так: не умеешь – научим, не хочешь – заставим. И так как его через это прогнали, то он хочет того же и всем.

Но должно быть наоборот. Потому что человек страшно любопытен. И нужно очень сильно отбить у него эту охоту к учебе. И отбивают. Как? А вот как: на маленького ребенка уже с 2-х лет начинают орать, шлепать его, наказывать, когда он принимается исследовать этот мир. «В сервант не лезь, это не трогай, то не бери, в лужу не наступай». А ему интересно: он наступил – и брызги летят. Он – еще раз, сильнее. Он изучает, ставит некие опыты по механике, по гидравлике, у него мозг в это время работает. А ему: «Нельзя!» А ребенок не понимает, почему нельзя. Он дошел до такого возраста, когда он должен это делать по естеству. А то, что мы именуем воспитанием, прямо противоположно его естеству.

Ребенок, особенно маленький, каждые три месяца становится другим. Это по фотографиям очень хорошо видно: он заметным образом совершенно меняется. И правильно с ним заниматься, вдумчиво заниматься у каждого взрослого, если нет каких-то органических повреждений, получится не хуже, чем у тигрицы, медведицы, которая обучает свое дитя охотиться, хорошее и плохое различать, до какой степени можно бороться с собратьями… Очень всё хорошо получается у млекопитающих. А человек всё стремится другого загнать в клетку, лишить всякой инициативы. Сделать так, чтобы он болел.

И чем дальше мы идем по пути прогресса, тем это отупение больше. Сейчас, при практически полном отсутствии чтения, мозг вообще в состоянии покоя. Потому что раньше дети читали, из букв надо было составить слова, из слов – предложения, из предложений – некие такие абзацы. А в них – некий образ. А образ должен сложиться в мозгу. Там целая череда процедур для работы мозга. А теперь нажимаешь на кнопку – и этот образ перед тобой, причем в искаженном виде. В виде каких-то мультиков, рисунков, каких-то головастиков, которые уродуют родной язык. Специально артиста нанимают, который кривляется в своей речи. Поэтому получаем, как мне видится, просто антивоспитание.

– Отец Димитрий, а какая может быть альтернатива школьному образованию? Его же никак не отменить, миллионы детей ходят в школы…

– Если родителя не хотят, чтобы их детей уродовали в школе, они занимаются самообразованием и затем воспитанием своих детей – сами.

Чему ребенок учится в школе? Во-первых, всяким гадостям. Пить, курить, материться, блудить, высмеивать нравственность, не уважать родителей. И потом в 15 лет детки шлют родителей гораздо дальше Африки.

Трудно в атмосфере школы сохранить любовь к родителям. Детский коллектив настраивает против, и он очень эффективно действует, потому что он очень сплочен, когда детям от 12 до 16 лет. По возрастной психологии в этом возрасте дети очень нуждаются в глубоком общении со сверстниками. Вот и выступает на первое место детский коллектив, который маленькое – по 8 минут в день, как подсчитали ученые, – общение с родителями, конечно, вытесняет. И в этом возрасте дети перестают уже учиться, потому что это вообще не интересно. Что там химичка бормочет? Они презирают это всё. Вот путь школы. Она этому обучает.

Как приучить их к труду?

– Только один способ: вовлекать детей в собственный труд. Раньше, 100 лет назад, так и было. Все дети вовлекались в труд родителей. Другого пути нет, потому что только видя, что мама, папа это делают, маленькие дети тоже хотят это делать. Завязывать шнурки на ботинках я хочу сам. А ему говорят: «Нет, мы опаздываем в детский сад, давай не сам». И всё делают за него. А дети, начиная с трех лет, всё хотят сами. Сам одеваться, сам кормить кота, он всё сам хочет освоить. И нужно идти за этим желанием. Только таким образом. Поэтому всякая семья, которая родила детей, должна свою жизнь посвятить детям. Не откупаться от них игрушками и не чтобы бабушка проводила с ними время. Хотя хорошая бабушка, просвещенная, очень много может дать ребенку. Как в той же школе хороший педагог. Если хороший педагог, не формальный, он очень многое может постараться для детей сделать. Такое бывает, но это же редкий феномен! Обычно у педагогов, а это женщины в основном, с детьми конфликт. На почве различия полов. Потому что в классе много парней, а она женщина – со своими представлениями, привязанностями, вкусами. Лет с 13 начинается такой конфликт.

– Конфликт детей и взрослых?

– Нет, я имею в виду иной конфликт. Конфликт детей и взрослых – это одно, конфликт будущих мужчин и женщины – это другое. Конфликт между женщинами – это третье: тут и ревность, и зависть, и несовпадение вкусов. Женщины же очень эмоциональны. И наши педагоги совершают массу педагогических ошибок. Они позволяют себе высказывать детям свое мнение о них: «Что ты, как дура, такую прическу себе сделала?». Ну и что? А это уже конфликт, это уже стали врагами. Она, учитель, опозорила перед всем классом, а дети в этом возрасте ранимы, у них очень нежная кожа на душе. А ранят без конца… И унижают, и злословят… Очень часто с мамой ребенка у учительницы конфликт, и она мстит ребенку. У нее же в голове ничто не «тормозит», потому что она же не знает, в чем состоит христианская аскетика. И не хватает широты души. Молодая учительница, нет еще 30 лет. Она сама ребенок, у нее полный духовный инфантилизм.

– И все же как нам, нынешним родителям, воспитывать наших детей?

– Когда я был молодой и у меня родился ребенок, мы с женой поехали к отцу Иоанну (Крестьянкину). Он сказал: как можно больше изолировать дитя от мира.

– Отец Димитрий, такой вопрос: это, увы, тоже наша реальность – ругань, скандалы в семье, выяснение отношений. Когда ребенок это видит, кем он вырастет?

– Неврастеником. Когда я был еще школьником, я видел в журнале «Огонек» такую карикатуру: был изображен домашний скандал и подпись: «Если папа говорит “да”, а мама говорит “нет”, то дети будут нервными». Я запомнил это на всю жизнь. Потому что скандал чрезвычайно трагично переживается детьми. Это как будто мир рушится. Как будто камни вместо того, чтобы лежать на земле, начинают летать. Это землетрясение! Папа с мамой ссорятся! Семья с чего начинается? Она начинается с любви. Он полюбил ее, или она полюбила его. И они начинают оказывать друг другу некие знаки внимания. Они начинают проявлять интерес друг к другу. Всё больше и больше, сильнее и сильнее. И вот они решают создать семью, жить вместе, рожать друг другу детей. Они создают то, что у нас в Церкви называется «домашняя Церковь». Они этому посвящают всю свою жизнь. Они же не дикие звери, их соединила любовь. Они же не какие-то кровные родственники: дядя и племянница. Их главная связующая сила – любовь друг к другу. Скандал как-то просто невозможен.

Не дикари же, в самом деле. И не в коммунизме живем. Коммунизм – это концентрационный лагерь: «Я сказал! Я решил!», а что другой человек думает или чувствует, в расчет не принимается. Так же не может быть, должно быть совершенно по-другому. Ведь он ее любит, а потом, когда сам проявил свою деятельную любовь, Господь дает детей, и он эту любовь переносит и на детей. Скандал-то зачем? Скандал – это всегда слабая позиция. Если участники семейной жизни психи, им нужно успокаивающее или спиртное. И у них потом абстиненция, алкогольная агрессия, тогда и дом превращается в дом сумасшедших. И дети, конечно, очень страдают. Шизофрения не бывает благоприобретенной, она врожденная. Это либо зачатый в пьяном виде ребенок и его психика уже тогда повреждена, либо наследственность. Если два-три поколения пьют, тогда чего ожидать? Тогда, если острый момент, – изъять из этой семьи, отдать в семью других родителей. Если скандал, то это, собственно, смерть.

Хотя воспитание, образование, всё хорошее и очень плохое зависит и от личности человека. Есть очень такие твердые, которые вообще вопреки всему вырастают. Так бывает. Мы одну девочку нашли заваленной железобетонными плитами, она несколько дней провела без пищи и воды. Но живая. Все умерли, все погибли, а она жива вопреки всему. Как без воды выжить? Но, с другой стороны, конечно, на ней отразится эта травма. Тот ужас, который младенец пережил, в душе останется. Это скажется, начиная, может быть, с 10 лет, как-то проявится. А чудеса бывают и всякие исключения.

Семье нужно жертвовать: и временем, и своими силами

– Распространенная сегодня ситуация: родители вынуждены много работать ради куска хлеба, не могут следить за своим чадом. Как им оградить ребенка от негатива?

– Во-первых, я с этим категорически не согласен: что значит «много работать ради куска хлеба»? Если посмотреть, какой гардероб у мамы, если посмотреть, что у нее в коробочке с украшениями, какими гаджетами она пользуется, то мы увидим, что резерв есть. Вот очень часто бывает, что в доме по два дня не моется посуда. Это что, бедность не позволяет? Или усталость? Да нет. А как люди работают? Чаек пьют, сплетничают… Всякие дни рожденьица… Человек идет на работу отдыхать. Тешат себя. А ребенок требует постоянной работы. На работу убегают, чтобы отдохнуть от ребенка, чтобы не заниматься воспитанием собственного отпрыска.

Надо к этим проблемам по-честному подойти, оценить бюджет и расходы. А потом, почему отец не может устроиться на две работы? Я работаю 14 часов каждый день без выходных. И у меня нет семейной мотивации: мы с женой живем вдвоем. Я утром уезжаю и в 10–11 вечера возвращаюсь. Мотивация исключительно религиозная. Третий и главный член нашей семьи – это Господь Бог. И я не могу сказать, что это мне не нравится. Я это делаю с радостью, у меня с Ним хорошие отношения, я их очень ценю. Надеюсь¸ Он ко мне будет милостив. И это тоже фактор, тоже играет для меня роль очень серьезную. Но я уже пенсионер. Когда мне было 20, я работал на трех работах. Потому что мне нужно было еще за квартиру платить: мы снимали квартиру. Я работал сначала на двух, а потом трех работах. Долгое время. Пока не оказался в семинарии. Ах, какое блаженное состояние: читаешь книжки, четырехразовое бесплатное питание и раз в неделю ездишь навестить жену и дочку. Был период такой, но длился недолго. Уже на следующий год я ездил каждый день из Сергиева Посада в Москву – туда и обратно, – чтобы помогать своей семье. Легко ли это было? Я не помню. К Мытищам засыпаешь, в Хотькове просыпаешься. Можно было поспать, а можно читать то, что требуется по учебе. Люди приспосабливались.

Семье нужно жертвовать. И что тут такого-то?

– Как же много человеку нужно преодолеть с самого уже детства! Не только такому вот оказавшемуся под завалом – любому, с самого детства, в детском саду, в школе, в семье даже…

– Да, и поэтому Господь, по милости Своей, сделал человека чрезвычайно устойчивым существом. И чрезвычайно умным. Очень много существует защитных реакций. И, кстати, то, что дети перестают слышать родителей, – тоже защитная реакция.

 

С протоиереем Димитрием Смирновым
беседовал Никита Филатов
Видео: Мультиблог протоиерея Димитрия Смирнова

25 декабря 2015 г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *