книга «Брак с мусульманином»

ОБЪЯСНЕНИЕ ЧИНА ПРИСОЕДИНЕНИЯ.

Думаю, что необходимо дать объяснение «Чина Присоединения, приходящих от магометантства к святой нашей Церкви» в переводе на русский язык.

При чтении самого названия можно заметить, что с точки зрения Церкви последователи ислама, во-первых находятся вне Ее и тем самым Она утверждает, что ислам и Православие вовсе не “два пути к одной вершине” и потому человеку необходимо выбирать между этими двумя взаимоисключающими религиями, а во-вторых необходимо заметить, что Церковь называет последователей ислама не мусульманами (т.е. покорными Богу, которыми являются только православные), а магометанами – т.е. увлеченными лжепророчеством Магомета.

Сперва надлежит исследовать, не были ли они уже крещенными, и истинно ли желают сподобиться святого Крещения, – ради спасения своей души, а не для прибытка, или какой-то временной причины. Когда же получит несомненное свидетельство того, что они только спасения ищут, архиерей или иерей причисляет их к числу оглашенных (готовящихся к Крещению) и дает им христианские имена.

По учению Слова Божия Крещение – это новое рождение (Ин. 3, 5), которое не повторяемо и совершается только один раз (Еф. 4, 5) и потому всегда необходимо предварительно проверить, не был ли человек уже крещенным. “Оглашенный” с точки зрения церковных правил уже находится на пороге Церкви. На каждой Литургии мы молимся за этих людей как уже за своих, чтобы Господь сподобил их величайшей чести – Крещения. Конечно, при таком представлении о Крещении совершенно немыслимо допускать до него тех, кто желает за счет него обогатиться или добиться каких-то еще земных целей. В отличие от ислама христианство принимают только добровольно.

Имена нарекают христианские не потому, что мы презираем имя данное его родителями, а потому, что, по православному учению, человек в Крещении становится подданным небесного Царя и в знак этого его имя меняется на новое. Более того, имя соединяет христианина с его небесным покровителем и старшим братом – святым, который помогает своим тезкам на пути к спасению.

Приходят же желающие стать оглашенные, вместе с своими восприемниками, становятся перед дверями храма.

Святитель (архиерей) же, войдя в алтарь и с непокрытой головой упав ниц перд святой трапезой (престолом) воздает благодарение Богу об их обращении, и молится, чтобы ему самому была дана благодать для того чтобы открыть уста так, чтобы он мог научить их спасительному пути. После этой молитвы, он встает, и на мантию надевает епитрахиль и омофор, митру на голову и выйдя из алтаря жезл в левую руку.

Если же действует иерей, таким же образом помолившись, и одев на себя епитрахиль и фелонь, и поцеловав святую трапезу, выходит к западным дверям.

Православный храм состоит из трех частей – притвор (предназначенный для оглашаемых и кающихся), собственно храм (где стоят верные) и алтарь (где совершают священнодействия священники). Желающий принять крещение приходит к дверям, ведущим в притвор, вместе с теми христианами, которые могут за него поручится в том, что он не лукавит в своем стремлении ко Христу. Они называются восприемниками и после Крещения помогают ему войти в церковную жизнь. Восприемник вступает с крещаемым в духовное родство.

Архиерей облачается в мантию (символ отречения от мира и полной покорности воле Творца), епитрахиль (сшитая лента, весящая на шее – знак благодати священства) и омофор (знак архиерейской власти – и символ той заблудшей овцы, которую Пастырь нашел в горах и принес к Отцу (Мф. 18, 10-14)). Непокрытая голова архиерея – знак признания того, что только Бог может обратить к Себе заблуждего. Св. Трапеза – это жертвенник, где мы приносим Богу бескровную жертву и где проявляет Свою силу Сам Создатель. Получив силу слова от Него архиерей надевает на свою голову митру – знак славы данной ему Господом и жезл – как символ его духовной власти вязать и решить. Священник облачается в фелонь (род плаща – символ праведности даруемой через священника) и епитрахиль. И совершитель таинства выходит к дверям храма, где стоит оглашенный, подражая Господу Христу, сошедшему с небес ради спасения своих врагов.

И хор поет33 псалом:

Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
Возвеличьте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Преступите к Нему – и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Се, нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчится вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Богатые обнищали и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и губы свои, чтобы не говорить лести. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и преследуй его. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к молитве их. Лицо же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, и от всех их избавит их Господь. Он хранит все кости их; ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Избавит Господь душу рабов Своих, и не прегрешат все надеющиеся на Него.

Этот псалом, которым певцы и низшие церковнослужители встречают входящего в Церковь, должен напомнить ему о том пути, который ему предстоит.

Став же у дверей храма, спрашивает оглашенного:

Кто ты?

Тот отвечает: Я есть тот, кто желает познать истинного Бога и ищет спасения.

Спрашивает его: Для чего пришел ты к святой Церкви?

Отвечает: Научиться от Нее истинной вере и к Ней присоединиться.

Спрашивает: Какую пользу надеешься получить от истинной веры?

Отвечает: Жизнь вечную и блаженную.

Цель этого диалога в том, чтобы показать новообращенному, что вступает он в Церковь не для земных целей, а только для получения вечной жизни. До вступления в Ее спасительное лоно человек чужд Богу и потому неведом и Церкви. Он как бы безымянный незнакомец на путях жизни. И лишь желающий Истины и спасения от греха может войти в число православных христиан и стать в глазах Бога человеком.

Тогда совершающий священнодействие поучает его:

Если хочешь иметь жизнь вечную, то ты должен веру православно-кафолическую (правую и всеобщую) соблюдать.

Вера же есть сия, чтобы Бога единого в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, и Троицу в Единстве прославлял ты вслух, не сливая (во едино) Лиц, не разделяя Сущность.

Ибо Отец есть Бог,

Бог – Сын,

Бог – Дух Святой:

однако не Три Бога, но Один Бог.

И о воплощении Господа нашего Иисуса Христа да разумеешь, что Он есть Бог, и Человек: Бог, Сын единородный, от Бога Отца прежде всех веков рожденный, Человек же, от Марии Всегда-Девы плоть нашу воспринявший. Он пострадал плотью и был распят на Кресте ради нашего спасения, умер и воскрес, вознесся на небеса и сидит по правую сторону Бога и Отца (в смысле равенства власти). Когда же придет Он судить, то все воскреснут, и праведники жизнь блаженную наследуют, те же, кто творил зло, примут вечную муку по делам своим. Эту веру проповедали апостолы, своей кровью запечатали мученики, провозглашали Соборы и все отцы и учителя Церкви. Так и ты веруя, должен и заповеди соблюдать: потому что вера без дел мертва есть. Древние и наибольшие заповеди суть эти: возлюби Господа Бога твоего от всей души твоей, и ближнего твоего, как сам себя. Внушая нам хранить эти две, Христос Спаситель наш повелел нам и врагов любить, и всем обижающим добро творить, и всякого зла уклоняться. Корни же зла есть эти: гордость, лихоимство (стремление к неправо приобретенному имуществу), похоть плотская, зависть, невоздержание, гнев и леность. Ты же, так как хочешь быть наследником Царства небесного, побеждай их добродетелями:

гордость – смирением,

лихоимство – милосердием,

похоть плоти – целомудрием,

зависть – сорадованием,

невоздержание – трезвостью и постом,

леность – усердием к молитве, богослужению и прочим делам благочестия.

В этом поучении кратко излагается путь к спасению, открытого Богом через Христа. Первым условием его является правая вера, а вторым – добрые дела. При отсутствии любого из них человек не сможет войти в Царство.

По окончании сего поучения, спрашивает священник:

Хочешь ли эту святую веру сердцем твоим принять, и неотступно, до конца своей жизни, содержать, также и добродетелям христианским навыкнуть, и в них по силе своей, при помощи Божьей, преуспевать?

Ответ: Истинно от всего сердца моего хочу веру эту святую содержать до последнего издыхания, добродетельной же христианской жизни прилежно следовать, умоляя Бога о помощи.

Церковь честно описывает еще перед вступлением в Нее все основные правила жизни и норму веры, которые надлежит исполнять Ее членам. И затем спрашивает, согласен ли крещаемый исполнять их? И только при условии чистосердечного согласи со всем учением Господа оглашенный может войти в Нее. Совершенно недопустимым является подход тех, кто считает, будто он может, считаясь христианином, поступать по-язычески или по-магометански. Такой, хотя и может носить на шее крест, вовсе не является христианин, и Бог будет судить его гораздо строже, чем того, кто вовсе не знал ничего о Христе.

Предстоятель говорит к нему:

Преклони колени твои перед Господом Богом нашим.

Он же, преклонив колени и руки сложив крестообразно на груди, перед дверями стоит.

Предстоятель, изображая на его голове трижды знак Креста, говорит:

Знаменуется раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Показав желание следовать во всем воле Бога и подчинятся Его Церкви человек может вступить в число тех, кто работает Господу. В знак своей покорности небесному Царю, он преклоняет колени перед Его светлым Лицом. Руки держит на груди сложенными крестом (правая рука должна лежать на левой), помня о том, что только через смерть Христа мы можем воссоединиться с Отцом. Предстоятель ставит на его голове (носительнице разума) знак Креста, метку, по которой Небесный Пастух находит Своих овец. И с этого момента человек становится не врагом Господа, а Его рабом. А в Крещении он получит усыновление через Кровь Христа. Бог хранит его этим спасительным знаком и наречением Имени св. Троицы.

Архиерей или иерей, стоя над оглашаемым, читает молитву эту:

Благословен Ты, Господи, от всех народов, призывающий людей избранных, ревнителей добрых дел (Тит. 2, 14). Ты и сейчас пришедшего к святой Твоей Церкви раба Твоего (имя) благослови: распахни его глаза душевные (Пс. 118, 18) для того, чтобы уразуметь чудеса Твоего о нас Промышления, открой слух сердца его к принятию слов Твоих, чтобы во время благоприятное сподобился бани возрождения (Тит. 3, 5) и одежды нетления (1 Кор. 15, 53). Ты изъял душу сего раба Твоего от обольщения лукавого; Сам же сохрани ее невредимую от нападений вражьих, и удостой стать обителью благодати Твоей, потому что Твое есть, чтобы избавлять нас от козней лукавого, и Тебя славу и благодарение приносим, сейчас и во веки веков.

Клир: Аминь. (“Да будет так, Истинно так”)

Этой молитвой заканчивается первая часть чина, когда человек вступает в число оглашаемых. С этого момента он может находиться в храме (в задней его части) во время Литургии вплоть до возгласа “Елицы оглашеннии, изыдите”.

Последующие дни оглашаемый пребывает в посте и молитвах, приходит в храм Божий к началу служб церковных. И так при дверях церковных он стоит, и с сокрушением сердечным воздыхая о своем прежнем помрачении, со слезами молится, чтобы сподобиться ему принять святое Крещение. Духовный же его наставник обучает его вере, объясняет священные догматы, показывает силу (значение) святых Таинств, внушает ему повиноваться заповедям Евангельским и Церковным, и наедине испытывает его, по чистому ли желанию сердца и без лицемерия приходит он к православной вере.

Время оглашения сопровождается постом и молитвами. Пост – это воздержание от мясной и молочной пищи. Он служит укреплению души человека, утончает его разум, делает его молитву более собранной, помогает ему справиться со своими злыми привычками. Христос сказал, что злые духи выходят только “от молитвы и поста” (Мк. 9, 29). Все мусульмане, как не знающие Бога, находятся под властью князя воздушного (Еф. 2, 2) – сатаны, и потому им необходимо приложить все усилия к тому, чтобы справиться с ним. Ибо помощь Свою Бог дает только тем, кто всеми силами ищет Его. Надо предупредить оглашаемых, что они могут молиться словами пророка Давида и другими молитвами, но только не молитвой Господней и другими, именующими Бога – Отцом. Ведь человек усыновляется Властелину вселенной только в водах св. Крещения. Обычно оглашаемые изучают толкование Символа веры (который они должны выучить наизусть), десять заповедей Закона Моисеева (Исх. 20, 1-17) и Заповеди блаженств (Мф. 5, 3-12). При этом ему объясняется вся ложность и вредность магометанства.

Комментирование запрещено