книга «Брак с мусульманином»

ПОПЫТКИ ОПРАВДАТЬ ТАКИЕ СОЖИТЕЛЬСТВА.

Некоторые христиане пытаются оправдать свое беззаконие, ссылаясь на норму Писания, рекомендующую не расторгать брак с неверным, заключенным до принятия христианства. Так в одной книжке так обосновывали брак с иноверцем: “Церковь с уважением относится к такому браку, в котором лишь один из супругов принадлежит к православной вере, ибо сказал св. ап. Павел: Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14), и далее: ибо, почему ты знаешь жена. Не спасешь ли ты мужа, или почему ты знаешь, муж, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 16). Ведь ты помнишь, что Господом сказано: муж и жена – это одна плоть. Так было исстари, так есть и теперь – брак между верующим и неверующим супругами не считается Церковью блудным сожительством” (Е. Богушева. Уж замуж… М. 2002. с. 9-10).

Аргумент этот является наиболее распространенным из выдвигаемых в защиту брака с неверными. Более того, он не нов. Его еще во II веке выдвигали те, кто пытался отказаться от исполнения слов Господа. Вот как отвечает на него Тертуллиан: “совершенно ведь ясно, что этот текст имеет в виду тех христиан, которые уверовали, уже состоя в браке, что доказывают слова: “если какой брат женат на неверующей”. Он не говорит: “взял в жены неверующую”. Он хочет сказать, что женатый на неверующей и только что сам обращенный, должен оставаться с женой; иными словами, новообращенные не должны думать, что обязаны расстаться с женами, которые сделались для них чуждыми в вере. Он даже прибавляет обоснование, говоря, что “в мире призвал нас Господь”, и что “верующий может спасти через брак неверующего” (1 Кор. 7, 15-16). Наконец, это толкование подтверждает концовка: “кого, как призвал Господь, тот пусть так и остается (1 Кор. 7, 17). А призывают, я полагаю, язычников, а не христиан. Если бы он говорил о тех, кто сделался христианином до женитьбы, то разрешил бы последним вступать в брак с кем угодно. Но этому противоречили бы следующие его слова: “жена после смерти мужа свободна, и может выйти за кого хочет, но только за христианина (1 Кор. 7, 39 – «только о Господе» в нашем тексте). Смысл этих слов не оставляет сомнений: чтобы мы не злоупотребили словами “пусть выходит за кого хочет”, он прибавляет: “только за христианина”… Это единственное условие, которое он выдвигает. “Только за христианина”, – говорит он, и слово “только” придает великую силу закона, делая его совершенно обязательным. Слово это повелевает и убеждает, приказывает и увещевает, обязывает и угрожает. Мнение апостола столь же ясно, сколь и красноречиво в своей краткости, как и всякое Божественное слово, требующее повиновения”[14]. Анализ этого священного текста, столь блистательно проведенный знаменитым апологетом, показывает всю надуманность данного аргумента.

Если же мы обратимся к толкованию отцов (а 19 правило VI Вселенского Собора запрещает понимать Писание вопреки святым), то увидим, что их согласное мнение подтверждает то понимание этого священного текста, как относящегося только к тем семьям, один из которых обратился к Христу после брака. Приведу только одно толкование святого отца, чтобы не быть голословным. Блаж Феофилакт Болгарский пишет, в толковании на данное место: “рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда оба еще находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверным, или только одна жена; то верной половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверной: это видно из слов апостола; ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверную, но “аще кто имать”. Опять не просто предписывает жить верной половине с неверной, но только если последняя пожелает того; ибо это значит “благоволит”, т. е. если пожелает”[15]. Подобную мысль высказывает и блаж Феодорит Киррский, говорящий: “выходи за верного, благочестивого, целомудренно, законно”[16]. И как уже мы видели выше, именно такое толкование высказала сама Церковь устами 72 правила VI Вселенского Собора. И кто после этого посмеет опровергать учение, высказанное столь великим авторитетом?

Комментирование запрещено